А. Безант

Дхарма (лекции)

Бог — сам Отец Жизни — заключает эту

жизнь в себе как мать, развивая семя в подобие самого себя, никогда не

теряя терпения, никогда не торопясь, готовый дать столько времени из

бесчисленных веков, сколько потребуется маленькому зародышу. Время —

ничто для Ишвары, ибо он — вечен и всё в нем. Совершенствование

проявления, которого он добивается, происходит без спешки. Дальше мы

увидим, как выражается такое терпение.

Жизнь должна быть пробуждена, но как? Посредством толчков, через

вибрации внутренняя сущность пробуждается к активности. Жизнь

пробуждается к деятельности посредством вибраций, которые внешне

волнуют ее. Эти мириады семян жизни, еще бессознательные, окутанные

материей, брошены в мириады процессов природы, но "природа" — это

только одежда Бога, это лишь его низшее проявление, в котором он

выражает себя на материальном плане. Эти формы сталкиваются друг с

другом, потрясая и другие скорлупы материи, в которых заключена жизнь,

и жизнь начинает трепетать от полученного толчка.

Природа толчка не имеет значения. Важно, чтобы толчок был достаточно

сильным. Всякий опыт полезен. Всё, что потрясает эту скорлупу так

сильно, что жизнь внутри нее начинает трепетать в ответ, будет вначале

желанным. Главное — жизнь внутри должна затрепетать. Это пробудит в

ней зарождающиеся силы. Вначале это трепет внутри себя самой, без

какого-либо воздействия на ее внешнюю скорлупу. Но когда удар

повторяется за ударом, и вибрация за вибрацией создают сотрясающие ее

толчки, жизнь внутри посылает через внешнюю оболочку ответную дрожь.

Толчок вызвал ответ. Таким образом достигнута следующая стадия, ответ

приходит из скрытой жизни и выходит за пределы оболочки. Такое состояние

продолжается на протяжении минерального и растительного царств.

В растительном царстве ответ на возникшие от контакта вибрации

выражается в новой силе жизни — ощущении. Жизнь начинает проявляться

в виде того, что мы называем "чувство", т.е. различных реакций,

возникающих в виде удовольствия и страдания. Удовольствие или

наслаждение в основном гармонично. Всё, что вызывает страдание, —

дисгармонично. Возьмем музыку. Гармоничные ноты, взятые вместе как

аккорд, дают нашему слуху чувство наслаждения. Но если ударить по

струнам без внимания к нотам, то возникнет диссонанс, который будет

нам неприятен. То, что верно в отношении музыки, верно во всём.

Здоровье — это гармония, болезнь — дисгармония; сила — гармония,

слабость — дисгармония; красота — гармония, уродство — дисгармония.

Все наслаждения в природе есть ответы чувствующего существа на

вибрации, которые гармоничны и ритмичны, а страдание означает ответ

на вибрации дисгармоничные и неритмичные.

Ритмичные вибрации создают канал, направленный наружу, через который

жизнь может расширяться, и это излияние есть "наслаждение"; неритмичные

вибрации замыкают каналы и мешают излиянию — такое нарушение и есть

"страдание". Излияние жизни по направлению к объектам есть то, что мы

называем "желание", следовательно удовлетворение является удовлетворением

желаний. Разница наблюдается уже в растительном царстве. Возникает

гармоничный толчок. Жизнь отвечает на эту гармоничную вибрацию и

расширяется, чувствуя в этом расширении "наслаждение". На негармоничный

толчок жизнь отвечает диссонансом, задерживается и чувствует препятствие,

"боль". Толчки даются опять и опять, пока не начнет расти в этой,

заключенной в оболочку, жизни осознание различия между двумя. В

настоящем состоянии сознания только посредством распознавания мы можем

отличить один объект от другого. Возьмем простой пример. Положите

монету на ладонь и прижмите ее пальцами — вы будете ее чувствовать.

Но если такое сжатие будет продолжаться постоянно с тем же усилием, то

чувство в руке исчезнет, и вы не будете знать, есть ли что-нибудь в

вашей ладони. Подвигайте пальцами и вы будете чувствовать монету

опять; держите руку спокойно, и это ощущение снова исчезнет. Всё это

происходит потому, что сознание может познавать вещи лишь посредством

различий. Когда различия устранены, сознание перестает реагировать.

Теперь перейдем к следующему факту, который возникает, когда жизнь

развивается через животное царство. Удовольствие и страдание теперь

быстро ощущаемы, возникает зародыш опознавания, соединяющий объекты

и чувства. Мы называем это "понятием". Что же такое "понятие"? Это

означает, что жизнь развивает силу, создающую звено между объектом,

вызывающим впечатление, и чувством, посредством которого она отвечает

на этот объект. Когда