А. Безант

Дхарма (лекции)

Анни Безант. Дхарма (лекции)

Анни Безант

ДХАРМА

Три лекции, прочитанные А. Безант в октябре 1898 г. в Бенаресе на

восьмом ежегодном съезде индусской секции Теософического общества.

Лекция 1

РАЗЛИЧИЯ

Когда нации одна за другой были посланы на землю, каждой из них Бог

дал специальное Слово, или Весть, которую она должна принести в мир и

сообщить это, исключительно ей свойственное Слово от Вечного. Если

взглянуть на историю наций, то через уста ее народов мы сможем

услышать звучание этой вести, и это является даром этой нации миру по

пути к идеальному человечеству. Для Египта этим Словом в древние

времена была религия. Для Персии это Слово — чистота. Для Халдеи —

наука. Для Греции это Слово — красота. Для Рима этим Словом был закон.

А Индии, самой старшей из Его детей, он дал Слово, которое объединяет

все в одно целое, — дхарму. Это и есть Слово Индии, которое она

принесла в дар миру. Это слово обладает могучей беспредельной силой, и

мы не можем не преклонить колени перед величайшим, когда-либо виденным

в мире воплощением дхармы, перед Бхишмой, сыном Ганги, самым могучим

воплощением Долга.

Давайте отправимся в путешествие на пять тысяч лет тому назад и

взглянем на этого героя, лежащего на ложе из стрел на поле битвы

Курукшетра и удерживающего смерть до последней возможности, пока не

пробьет ею назначенный час. Мы проходим через нагроможденные груды

убитых воинов, через горы убитых слонов и лошадей, мимо множества

похоронных костров, кучи ломаного оружия и повозок. Подойдем к герою,

лежащему на ложе из стрел, пронизанному сотнями стрел, с головой,

покоящейся на подушке из стрел. Он отказался от подушки, которая дала

бы ему мягкое изголовье, и предпочел только подушку из стрел, данную

ему Арджуной. Он, совершенный в дхарме, еще юношей, ради своего отца,

ради долга, ради любви, которую он питал к отцу, дал великую клятву

отречения от семейной жизни, от короны, во исполнение отцовской воли и

удовлетворения отцовского сердца.

Шантану благословил его чудесной милостью, что смерть придет к нему

тогда, когда он сам пожелает умереть и призовет ее. Когда Бхишма упал,

пронзенный сотнями стрел, солнце находилось в южной стороне и время

было неблагоприятно для смерти того, кто не должен более вернуться

обратно. Он воспользовался силой, данной ему Отцом, и приостановил

смерть, пока солнце не откроет ему путь к вечному миру и освобождению.

Когда в продолжении многих томительных дней он лежал в агонии, мучимый

страданиями изувеченного тела, в котором был воплощен, его обступили

многие риши и оставшиеся воины арийских царей, туда пришел также Шри

Кришна, чтобы взглянуть на Верного. Пришли и пять царей, сыновей

Панду, победителей в великой войне. Они стояли вокруг него, в слезах

преклоняясь перед ним и желая выслушать его наставления.

В минуты этих тяжелейших страданий к Бхишме пришли слова от Того, чьи

уста были устами Бога. Он освободил его от жгучего жара и дал отдых

телу, ясность ума и внутреннее спокойствие. После этого Он предложил

ему объяснить миру, что такое дхарма; ему, вся жизнь которого учила

дхарме, который никогда не отклонялся от Пути праведности, кто, будучи

и сыном, и царем, и государственным деятелем, и воином, всегда выбирал

Узкий Путь. Окружавшие просили его объяснить смысл Дхармы, и Васудэва

предложил ему рассказать о дхарме, так как он был достоин это сделать

("Махабхарата", Шанти Парва, 54).

Тогда сыны Панду во главе со старшим братом Юдхиштхирой, бывшим

предводителем войска, который привел Бхишму к смерти, еще теснее

обступили его. Но Юдхиштхира не осмелился приблизиться к Бхишме, а тем

более задать вопросы, полагая, что он виновен в крови своего старшего

брата и не имеет права просить о наставлении, так как стрелы, в сущности,

принадлежали ему и были пущены по его приказанию. Видя его колебания,

Бхишма, чей ум был всегда уравновешен и который прошел трудный путь

долга, никогда не уклоняясь в сторону, произнес незабываемые слова:

"Как долг брахмана состоит в упражнении в делах милосердия,

приобретения знаний и покаянии, точно так же долг кшатрия (воина) —

жертвовать своим телом в битве. Кшатрий должен убивать отцов и

дедов, братьев, наставников и родственников, которые, возможно, будут

вовлечены с ним в несправедливый бой. Это долг воина. О, Кешава, ведь

сказано, что кшатрий (воин) должен знать свои обязанности и убивать

в битве своих лучших наставников, если случится им быть греховными,

алчными, нарушающими клятвы... Спрашивай меня без всякого