А. Безант

Дхарма (лекции)

он пойдет и которого он просит. Ответ Бога таков: "Дитя мое, если

ты не хочешь слушаться, иди своей собственной дорогой и учи урок в огне

своей агонии и в грехах своего унижения. Но я все-таки с тобой, наблюдаю за

тобой и твоими поступками. Я — исполнитель Закона и Отец твоей жизни. В

грязи унижения ты должен научиться останавливать свои желания, если ты не

научился этому через мудрость и любовь". Он всегда терпелив, его работа

всегда завершается прекрасно, хотя путь суров, когда мы не хотим идти

нормальным путем. Мы, которые не хотим понимать это бесконечное

сострадание, неправильно истолковываем его, но он продолжает работать с

терпением вечности, для того чтобы желания были вырваны с корнем, и его

сын стал бы совершенным, как совершенен его Отец.

Теперь перейдем к следующей стадии. Существуют определенные законы

роста, которые являются всеобщими. Мы привыкли смотреть на некоторые

вещи как на положительные, и на другие — как на отрицательные. Каждая

нация имеет свой образец нравственности. Только немногие знают, как

этот стандарт образовался и как он терпит неудачу. Для обыкновенных дел

он вполне пригоден. Опыт расы под руководством Закона показал, что

некоторые действия задерживают эволюцию, а другие — двигают ее вперед.

Великий Закон методической эволюции, который сопровождает ранние

ступени, сменяется законом четырех последовательных стадий в более

позднем человеческом росте. Это происходит, когда человек достиг

определенного уровня, пройдя предварительное обучение. Такое

наблюдается в каждой нации на определенной стадии эволюции, но

возвещено в древней Индии как Закон развивающейся жизни, как

последовательный порядок роста души, как принцип, с помощью которого

может быть понята и выполнена дхарма. Помните, дхарма содержит две

вещи — внутреннюю природу достигнутой точки развития и закон роста для

следующей ступени. Дхарма должна быть открыта для каждого человека.

Во-первых, дхарма есть служение. Не имеет значения, в какой стране

родилась душа, когда она прошла первые стадии; ее внутренняя природа

требует дисциплины служения и этому она должна научиться через

служение — качество, необходимое для достижения следующей ступени

роста. На этой стадии сила самостоятельных действий весьма ограничена.

Здесь еще присутствует тенденция уступать импульсу извне, нежели

показывать развитое суждение, избирая индивидуальную линию изнутри.

В этой группе мы видим всех тех, кто принадлежит к типу служения.

Вспомните мудрые слова Бхишмы, что, если черты характера брахмана

проявляются в шудре, а в брахмане их нет, то этот брахман не есть

брахман, а этот шудра не есть шудра. Другими словами, характер

внутренней природы отмечает стадию роста этой души и относит ее к тому

или иному великому подразделению. Некий солдат будет убит, если он не

исполняет приказаний, ибо его долг — повиновение. Если ваше суждение

не развито, если вы руководствуетесь только внешними импульсами, если

вы не чувствуете себя счастливыми без шума, болтовни и споров вокруг

вас, тогда дхарма есть служение, где бы вы ни родились, и вы должны

быть счастливы, если ваша карма поставила вас в условия, где

дисциплина будет воспитывать вас.

Таким образом человек подготавливается к следующей ступени. И долг

всех, кто является начальником, помнить, что дхарма шудры будет

выполнена, если он повинуется, если он честен и предан своему

господину. Поэтому не следует ожидать от него на этой ступени эволюции

высших добродетелей. Требовать от него бодрости при страдании, чистоты

мысли и силы, с радостью переносить лишения — такие требования слишком

высоки для него. Если мы сами часто не выполняем и не проявляем этих

качеств, то как мы можем ожидать их от тех, кого мы называем низшим

классом. Долг высшего — показывать пример высших добродетелей, но он

не имеет права требовать их от своего подчиненного. Если слуга

проявляет честность и послушание, его дхарма выполнена превосходно и

другие ошибки не должны быть наказуемы, а мягко указаны господином.

Поступая так, он воспитывает эту более молодую душу, ибо детскую душу

нужно мягко направлять по пути и ее рост не следует смущать суровым

обращением, как это обыкновенно часто случается в жизни.

Когда в продолжение многих воплощений душа выучит этот урок, она,

повинуясь закону роста, будет следовать своей дхарме и приблизится

к следующей ступени, в которой она должна будет выучить первое

применение силы, чтобы достичь богатства. И тогда дхармой души станет

задача развить все качества, которые