А. Безант

Дхарма (лекции)

будут способны к эволюции, и,

руководствуясь жизнью и внутренней природой, осуществлять задачу

следующей ступени — достижения богатства. Ибо во всем мире дхарма

вайшьи есть развитие некоторых определенных качеств. Справедливость,

добросовестные отношения этого человека с другими, независимость

поведения от побуждения чувств, развитие таких качеств, как

проницательность, энергичность, умение балансировать своими долгами,

справедливая оплата в честном обмене, а также умеренность, отсутствие

расточительности и сумасбродства, выплата справедливого вознаграждения

за выполненную работу — все эти качества ведут его к дальнейшему

росту. Для вайшьи положительное качество — быть экономным, отказываться

платить больше, чем он должен, настаивать на справедливом и честном обмене.

Всё это развивает качества, необходимые для его будущего совершенства. В

своей ранней стадии они иногда неприятны, но с высшей точки зрения, это —

дхарма данного человека, и если она не будет выполнена, позднее она может

создать слабый характер, что повредит его эволюции.

Терпимость — закон для его дальнейшего роста, но нетерпимость в

отношении небрежности или слишком большой щедрости.

Он должен достигнуть богатства путем упражнения таких свойств, как

бережливость и исполнительность, и потом употребить это богатство для

благородных целей, субсидируя ученых, давая средства на претворение

в жизнь достойных планов, для общественного благополучия. Собирать

богатство с энергией и проницательностью и тратить накопленное

богатство благоразумно — это и есть дхарма вайшьи, результат его

природы и закон его дальнейшего роста.

Это приводит нас к следующей ступени, к ступени правителей, воюющих

и борющихся воинов, где внутренняя природа — боевая, агрессивная,

отстаивающая свою собственную позицию, готовая защищать слабого,

повинуясь голосу справедливости. Храбрость, бесстрашие, благородное

великодушие, отдача жизни для защиты слабых, выполнение своего долга —

вот дхарма кшатрия. Его долг — защита от всяких внешних нападений

того, что дано ему под охрану. Иногда это может стоить ему жизни,

но это не имеет значения, он должен выполнять свой долг. Защищать,

охранять — его работа. Его сила — барьер между слабыми и угнетателями,

между беспомощными и теми, кто попирает их. Его предназначение — идти

на войну и бороться в джунглях с дикими зверями.

Не понимая, что такое эволюция и закон роста, вы приходите в ужас от

войны. Великий Риши, который создал такой закон, знает, что слабая

душа никогда не сможет достигнуть совершенства. Никто не может

накопить силу без мужества, стойкость и мужество невозможно

приобрести, если не научишься смотреть опасности прямо в лицо и пока

не будешь готовым отдать свою жизнь, если долг потребует этой жертвы.

Наш сентиментальный слабовольный псевдоморалист ужасается от такого

учения, но он забывает, что в каждой нации есть души, нуждающиеся в

такой тренировке и чья дальнейшая эволюция зависит от успеха в ее

достижении. Поэтому я вновь обращаюсь к Бхишме, воплощению дхармы, и

напоминаю его слова, что долг кшатрия — убивать тысячи своих врагов,

если в этом состоит его долг защищать. Война ужасна, сражение на поле

боя потрясает, наши сердца возмущаются этими картинами, мы содрогаемся

при виде мучений искалеченных, израненных тел. В значительной степени

это происходит потому, что мы всецело введены в заблуждение внешней

формой. Единственная цель тела состоит в том, чтобы дать возможность

находящейся внутри ее жизни развиваться. С того момента, когда она

научилась всему, что это тело могло дать ей, пусть оно погибнет и

освободит душу, которая возьмет новое тело, которое даст ей возможность

проявить более высокие силы. Мы не в состоянии разгадать майю. Наши тела

погибают вновь и вновь, но каждая смерть есть воскресение для высшей

жизни. Тело само по себе не что иное, как одежда, в которую облачается

душа, и ни один даже самый мудрый человек не хотел бы, чтобы оно было

вечным. Мы одеваем своего ребенка в малые одежды и меняем их по мере роста

ребенка. Но мы никогда не хотели бы, чтобы одежда нашего ребенка была

сделана из металла, что связало бы рост ребенка.

Итак, наше тело — всего лишь одежда. Нужно ли ее делать из железа,

чтобы она никогда не погибла? Разве душа не нуждается в новом теле для

своего роста? Тогда дайте телу умереть. Это трудный урок, которому

должен научиться кшатрий. Отбрасывая свою телесную жизнь на земле,

душа приобретает силу самопожертвования. Кшатрий учится мужеству,

терпению,