А. Безант

Дхарма (лекции)

стадий это проявляется в сознании как противоречие между добром и

злом. Мы не можем познать свет без тьмы, движение без покоя, наслаждение

без страдания. Таким образом, вы не сможете познать добро, которое

есть гармония с Законом, без познания зла, которое есть дисгармония

с Законом. Добро и зло — пара противоположностей в более поздней

эволюции человека. Человек не сможет осознать разницу между ними, пока

не испытает то и другое.

Итак, человек развил некоторую силу распознавания. Предоставленный

полностью самому себе, он со временем познает, что некоторые вещи

помогают и укрепляют его, усиливают в нем жизнь; и наоборот, другие

вещи ослабляют его и сокращают его жизнь. Всему этому его будет учить

опыт. Постепенно он поймет, что "дающее наслаждение" усиливает жизнь и

отождествляется с добром, а "дающее страдание" убавляет жизнь и

отождествляется со злом. Таким образом, человек постепенно приходит

к выводу, что его счастье и рост зависят от повиновения Закону.

Но пройдет много времени, пока пробуждающийся разум не научится

сравнивать опыт от наслаждения и от страдания, и приводящий в

замешательство опыт, в котором то, что давало наслаждение в

излишестве, вызывает страдание. Длительный период времени необходим,

чтобы он смог собрать воедино весь свой опыт и сделать вывод, что

такое добро и что такое зло. Когда он будет стараться сделать

правильный вывод, он не будет одинок. К нему на помощь придут более

развитые, чем он сам, существа, Учителя, которые помогут в его

эволюции, направят его рост, подскажут о существовании Закона, который

поможет ускорить его эволюцию, усиливая его радость, разумность и

силы. Откровение из уст Учителя ускоряет эволюцию, и вместо того,

чтобы предоставлять человеку самому медленно учиться на личном опыте.

Закон, изложенный устами Старшего, будет содействовать его росту.

Учитель приходит и говорит пробуждающемуся разуму: "Если ты убьешь

этого человека, ты совершишь поступок, который я, по божественному

авторитету, запрещаю. Этот поступок дурной, он принесет страдание".

Учитель говорит: "Хорошо помогать голодающим. Этот голодный человек —

твой брат, корми его, не дай ему умереть от голода, делись с ним всем,

что ты имеешь. Такой поступок добрый, и если ты будешь повиноваться

этому закону, ты будешь счастлив". Чтобы привлечь пробуждающийся разум

к добру, ему обещают награду, а чтобы остеречь от зла, угрожают

наказанием. Земное благополучие связывают с послушанием Закону, а

земное страдание — с неповиновением Закону. Возвещение Закона, что

страдание следует за тем, что Закон запрещает, и счастье за тем,

что Закон приказывает, стимулирует пробуждающийся разум; человек,

пренебрегающий Законом, — страдает, и тогда он говорит: "Учитель

говорил мне об этом". Воспоминание о заповеди, подтвержденное опытом,

оказывает впечатление на сознание гораздо быстрее и сильнее, чем

только опыт без упоминания Закона. Путем комбинированного воздействия

на разум, с помощью так называемых принципов морали, стимулируется

активность разума.

Если человек не хочет подчиняться Закону, тогда он предоставляется

суровому обучению через личный опыт. И если он говорит: "Я хочу иметь

это несмотря на запрещение Закона", тогда он будет предоставлен

действию неумолимого Закона, и бич страданий преподаст ему урок,

который он не воспринял, когда не внял любящим словам предупреждения.

Как часто это встречается и теперь. Как часто молодой человек, любящий

спорить и самоуверенный, не хочет прислушаться к Закону, не хочет

слушать более опытных и не считается с уроками прошлого. Желание

побеждает разум. Его отец убит горем. "Мой сын погряз в пороках, —

говорит он, — мой сын идет ко злу. Я наставлял его правильному

поведению, а он стал лжецом! Я в отчаянии от моего сына". Но Ишвара,

Отец, любящий больше, чем любой земной отец, имеет терпение, ибо Он

пребывает в сыне, так же как и в отце. Он в нем и учит его уроку таким

способом, каким эта душа готова учиться у него. Он не хочет учить его

с помощью авторитета или примера. Во всех случаях желание дурных

вещей, которое останавливает его эволюцию, должно быть вырвано из его

природы. Если он не хочет учиться добром, пусть учится через страдание.

Пусть учится своим личным опытом, пусть окунется с головой в грех и пожнет

горькие муки, которые возникнут от неподчинения Закону. Время есть. Он

выучит урок, но уже через страдания. Бог в нем, но, тем не менее, он

позволяет ему идти этой дорогой. Более того, он даже открывает ему путь, по

которому