А. Безант

Дхарма (лекции)

страха".

Тогда Васудэва объявил Бхишму Учителем, и Бхишма, обращаясь к

Пандавам, определил качества, которые необходимы для тех, кто будет

спрашивать о дхарме: "Пусть сын Панды, в котором столько разума,

сдержанности, целомудрия, прощения, справедливости, живости ума и

энергии, задает мне вопросы. Пусть сын Панду, который всегда своей

любезностью и одолжениями чтит своих родственников, гостей, слуг и

всех тех, кто находится в зависимости от него, задает мне вопросы.

Пусть сын Панду, в котором столько истины, милосердия, раскаяния,

героизма, спокойствия, одаренности и бесстрашия, спрашивает меня (там

же, 55).

Такова характеристика человека, который старался понять тайну дхармы.

Таковы качества, которые мы должны стараться развить, если хотим быть

достойными понять ее.

И тогда началась его удивительная речь, которую нельзя сравнить с

обычными мирскими беседами. В ней Бхишма говорил о долге царей и

подданных, о долге четырех общественных сословий, долге четырех этапов

жизни, долге различного рода людей, а также о видах долга,

отличающихся друг от друга и соответствующих определенной стадии

эволюции. Каждый из нас должен знать содержание этой беседы и изучить

ее не только ради красоты литературных достоинств, но ради ее

морального величия. Если бы все мы неуклонно следовали Пути,

намеченному Бхишмой, тогда бы наша эволюция была бы ускорена.

Что касается этики, непосредственно связанной с дхармой и которую

невозможно понять без знания сути дхармы, то многим она может

показаться несложной. В общих чертах так оно и есть, поскольку границы

правильного и неправильного в обычных проявлениях жизни ясны, просты и

определенны. Для человека малоразвитого, для человека узкомыслящего,

для человека ограниченных знаний мораль кажется довольно простой. Но

для тех, кто обладает глубокими знаниями и высоким интеллектом, кто

развивается в направлении высшего состояния человека, кто желает

понять тайны жизни, этика очень трудна. "Мораль — очень тонкая вещь",

— сказал царь Юдхиштхира, когда столкнулся с проблемой женитьбы на

Драупади пяти сыновей Панду. И Некто более великий, чем царь, говорил

об этом. Шри Кришна, Аватара, в своей беседе на поле Курукшетра,

говорил об этом большом и трудном вопросе действия. А сказал он

следующее:

"Что есть действие и что есть бездействие? Даже мудрый смущается этим.

Необходимо различать действие, познать незаконное действие и

бездействие. Таинственен путь действия". ("Бхагавад-гита", IV.16-17).

Таинственный путь действия: таинственный потому, что нравственность,

как думают некоторые люди, не одна и та же для всех, она меняется

вместе с индивидуальной дхармой. Что правильно для одного, не

обязательно правильно для другого. И наоборот, что плохо для одного,

хорошо для другого. Этика индивидуальна и зависит от дхармы человека,

который действует, а не от того, что иногда называют "абсолютное добро

и зло". Нет ничего абсолютного в обусловленной вселенной. Добро и зло

родственны и их следует оценивать в связи с индивидуумом и его

обязанностями. Так сказал Величайший из всех Учителей в отношении

дхармы, и этим мы будем руководствоваться на нашем запутанном пути.

"Собственная дхарма, даже самая скромная, лучше хорошо исполненной

чужой дхармы. Лучше умереть, исполняя свою собственную дхарму. Чужая

дхарма полна опасностей". (Бхагавад-гита, VII.35).

Он повторил ту же самую мысль в конце этой бессмертной беседы, но

несколько изменил ее таким образом, чтобы по-новому осветить ее смысл.

"Лучше исполнять свою собственную дхарму, хотя бы и самую скромную,

чем в совершенстве выполнять дхарму другого. Исполняя долг, вытекающий

из его собственной природы, человек не совершает греха".

("Бхагавад-гита", XVIII.47).

После этого он объяснил Учение более подробно, выделив для нас одну за

другой дхармы четырех великих каст, и слова, которыми он пользуется,

показывают нам ее мирской характер или смысл. Иногда слово "дхарма"

выражает Долг, иногда Закон, Справедливость или Религию. Дхарма

означает всё это и даже больше, ибо смысл ее глубже и шире, чем всё

выраженное этими словами. Рассмотрим слова Шри Кришны о дхарме четырех

каст:

"Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр были распределены

согласно качествам их собственной природы.

Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также

прямота, мудрость, знание, вера в Бога — таков долг брахмана,

рожденный его собственной природой.

Доблесть, великолепие, ловкость, а также неспособность бежать