А. Безант

Дхарма (лекции)

о Каунтея,

Брахман — их истинное лоно, Я же — производящий их Отец" ("Бхагавад-гита",

XIV.3-4). Из этого семени, этого зародыша, содержащего всё в потенции, но

еще ничего — в проявлении, из этого семени должна развиться жизнь, ступень

за ступенью, поднимаясь всё выше и выше, пока, наконец, не будет создан

центр сознания, способный развиваться до сознания Ишвары, одновременно

оставаясь центром с силой, проявляющейся как новый Логос или Ишвара, для

создания новой Вселенной.

Давайте охватим весь этот грандиозный взмах мысли в деталях. Жизнь,

окутанная материей, — это наше начало; эти зародыши жизни, эти мириады

семян, или, говоря словами Упанишад, эти бесчисленные искры — все

выходят из единого Пламени, которое есть величайший Брахман. Из этих

семян должны быть развиты качества; эти качества есть силы, но силы

проявляются через материю. Эти силы будут развиты одна за другой,

силы, которые есть жизнь Ишвары, окутанная в майю. В тишине прорастает

это божественное семя, и ранние его стадии скрыты под землей; затем

оно посылает корни вниз, а нежный росток — вверх, чтобы потом могло

появиться растущее дерево.

Эта сила жизни или, вернее, эти бесчисленные силы, которые Ишвара

проявляет, чтобы Вселенная могла существовать, эти мириады сил — все

они вначале не проявлены в зародыше, и там пока нет никаких признаков

могучих возможностей, никакого следа того, чем они станут в будущем.

Мысль, проявленная в материи, проливает свет на этот предмет, если

суметь уловить его внутренний тонкий смысл. Шри Кришна, говоря о своей

низшей Пракрити, или низком проявлении, сказал: "Земля, вода, огонь,

воздух, эфир, душа и разум (буддхи), а также самость (аханкара) —

таково восьмеричное разделение моей Природы (Пракрити). Такова моя

низшая природа". Дальше он объясняет, что такое его высшая Пракрити:

"Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни,

посредством которой держится мир" ("Бхагавад-гита", VII.4-5). Далее,

отделенные многими стихами, так что иногда теряется соединяющая их

нить, были сказаны другие слова: "Воистину трудно проникнуть через

покров этой божественной майи, сотканной тремя гунами. Приближающиеся

ко мне преступают эту иллюзию". В эту йога-майю действительно трудно

проникнуть; многие не находят его, окутанного в майю, так трудно

понять и раскрыть ее. "Лишенные мудрости считают мою непроявленную

природу проявленной, не ведая моей высшей природы, непреходящей,

исполненной славы. Скрытый в моей творческой иллюзии, не всеми

познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает меня, нерожденного, вечного"

("Бхагавад-гита", VII.24-25). И дальше он провозглашает, что его

непроявленная жизнь наполняет собою всю Вселенную.

Жизненный элемент, или высшая Пракрити — непроявлена, низшая пракрити

— проявлена. Он говорит: "Из непроявленного вытекает всё проявленное

при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя

которому Непроявленный". И так происходит снова и снова. "Воистину,

превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое

сохраняется во время разрушения всех существ" ("Бхагавад-гита", VIII.20).

Существует тонкое различие между Ишварой и его образом, который он

проявляет. Образ — это отражение Непроявленного, но он сам есть

Высшее, Непроявленное, Вечное, которое никогда не может быть

разрушено. Понимая это, переходим к развитию сил. Именно здесь мы

начинаем нашу эволюцию. Изливающаяся жизнь была окутана в материю для

того, чтобы поместить семя в материальное окружение, которое должно

сделать эволюцию возможной. Когда мы подходим к первому прорастанию

семени, тогда появляются наши затруднения, так как мы должны мысленно

погрузить себя в те времена, когда в самом эмбрионе не было ни разума,

ни способности воображения, ни памяти, ни суждения — ничего из

обусловленных и известных нам способностей ума; когда вся проявленная

жизнь была тем, что мы находим в минеральном царстве, в самом низшем

состоянии развития сознания. Минералы проявляют сознание через

притяжение и отталкивание, через сцепление их частиц, но они не

выражают никакого сознания, которое могло бы быть названо сознанием

"Я" и "не-Я".

В каждой низшей форме царства минералов начинает развиваться жизнь

Ишвары. Развивается не только зародыш жизни, но Он во всей своей силе

и мощи проявляется в каждом атоме его Вселенной. Развивающаяся жизнь

делает эволюцию неизбежной. Его сила осторожно раздвигает стены

материи, с безмерным терпением и наблюдающей любовью, чтобы эта жизнь

не разрушилась от напряжения.