Санчес Виктор

Практическое использование техник Карлоса Кастанед

форме, или сосуде, называемом человеческим существом (VII-280). Основная характеристика этого энергетического поля - способность к восприятию, поэтому дон Хуан говорит Карлосу, что мы чувство, ощущение, заключенное здесь... - и легонько ударяет себя в грудь (IV-18).

Говоря о наших врожденных способностях к восприятию, я не имею в виду эго, - которое вербализует, а не воспринимает, - скорее речь идет о теле, как энергетическом поле. Таким образом, не имеет смысла пытаться определить, какая же часть тела воспринимает, - воспринимает весь светящийся кокон. Телесное восприятие осуществляется всем телом, даже той его частью, которая лежит за пределами кожи. Как говорят ясновидящие, именно такое восприятие делает нас похожими на большие светящиеся яйцевидные тела.

Можно противопоставить телесное восприятие обычному, повседневному восприятию, которое не более чем продукт диктата нашего я, жизненного опыта и работы пяти чувств. С другой стороны, телесное восприятие осуществляется непосредственно и не допускает толкований. В этом контексте связь тело/разум теряет свое значение, так как тело становится частью общего энергетического поля, и процесс восприятия заключается во взаимодействии между энергией светящегося яйца и энергетическим полем вне его.

С самого начала их дружбы дон Хуан настаивает на том, чтобы Карлос обращал больше внимания на свои чувства и поменьше предавался размышлениям. Он говорит Карлосу, что в то время как разум должен еще научиться, тело уже знает. В учении дона Хуана речь идет о телесном измерении, уходящем корнями в действие, а не в мысли или слова. Воин всегда в первую очередь действует, а не предается философствованию. Знание тела не вяжется с обычными, принятыми на Западе представлениями о том, что представляет собой знание, - в основном его ассоциируют со способностью формулировать словесные или мыслительные определения, которые, как предполагается, выражают суть вещей или неких процессов.

Западные представления о восприятии также ограничены. Люди привыкли считать, что восприятие осуществляется только нашими пятью чувствами - особенно зрением, передающим информацию в мыслительный центр, который, как нам кажется, расположен в мозге на уровне глаз. Дон Хуан предлагает использовать наши чувства необычным способом, он считает, что мы можем постигать природу вещей не через мышление, что тело содержит в себе безмолвное знание и собственную память.

Телесное восприятие описывается в работах дона Карлоса как безмолвное знание, которое не имеет ничего общего со словами или мыслями, а скорее подразумевает непосредственное взаимодействие между телом и миром.

В различных вариантах прогулки внимания и во многих других упражнениях упоминается о необходимости сосредоточиться на ощущениях тела.

Таким способом мы оказываемся в сфере телесного восприятия. Приводившиеся примеры с детьми, которых научили читать без помощи зрения, или рассказ о теле, тренированном в походке Силы, - лишь некоторые иллюстрации способности тела воспринимать необычными способами.

Техники

Большинство техник, которым дон Хуан обучал Карлоса, подразумевают использование телесного восприятия как необходимого элемента - в действительности не существует иного восприятия, кроме телесного. Таким образом, цель последующего раздела - представить некоторые техники, где уделяется особое значение взаимосвязям тела и окружающего мира, в особенности мира природы, где нет места рациональному мышлению.

66.Прогулка равновесия.

Во-первых, необходимо с математической точностью определить центр равновесия тела (VII-126). Найти его надо с точностью до миллиметра, проводя измерения как в длину, так и в ширину. Можно отметить центр чернильной меткой или маленьким камешком, прикрепив его липкой лентой или безвредным для кожи клеем.

Знать точный центр тела необходимо не только для данной техники, но и для множества других техник, так как концентрация на нем внимания приводит к значительному повышению восприятия при любых обстоятельствах.

После определения и фиксирования центра равновесия тела можно начинать прогулку. В целом она состоит из тех же элементов, что и прогулка внимания, только в данном случае внимание будет сконцентрировано на трех главных моментах: центр равновесия тела, дыхание и окружающая среда.

Дыхание помогает в создании ритма и концентрации внимания во время прогулки. Окрестности должны восприниматься интуитивно, а не визуально.

Ваши глаза должны обозревать землю непосредственно перед вашими ногами, поэтому хорошо иметь некую подсказку