Санчес Виктор

Практическое использование техник Карлоса Кастанед

скелет, опустившийся на корточки. Вы должны ощущать голову как череп. Вы - существо, сделанное из белого камня. Будучи скелетом, вы - мистическое существо, взирающее на мир с любопытством и удивлением. Дышите глубоко.

Представьте себе, что ваши глаза - две темных дыры, глядящие в бесконечность. Оставайтесь на корточках, пока ощущение скелета не станет совершенно отчетливым.

9. Полностью осознавая скелет, начните очень медленно двигаться.

Сначала выпрямитесь, затем сделайте несколько шагов: три шага вперед, три шага назад. Старайтесь воспринимать мир, как его мог бы воспринимать скелет. Воспринимайте других участников практикума как группу скелетов.

20. Прикосновение к скелету

Для выполнения этого упражнения разбейтесь на пары. Выполнив все описанные выше шаги, партнёры поворачиваются лицом друг к другу, и вы, закрыв глаза начинаете прикасаться к костной структуре тела вашего партнера, который в это время остается неподвижным. Постарайтесь через прикосновения ощутить форму черепа и остальных костей, прислушивайтесь при этом к своим ощущениям. Плавными и мягкими движениями, с любопытством прикоснитесь к костным дугам вокруг глаз, к костям носа и черепной коробки, зубам, верхнему небу, ключице, лопаткам, ребрам и так далее.

Используя тактильные ощущения, постарайтесь мысленно представить себе скелет стоящего перед вами человека. Прикасаясь к партнеру, попытайтесь представить себя в форме скелета, прикасающегося к другому скелету. Тот, к кому прикасаются, концентрирует внимание на углублении осознания своего скелета. Это упражнение занимает около 20 минут.

21. Танец скелета

Лучше всего выполнять это упражнение под музыку - предпочтительно под музыку без слов, такую, которая помогает концентрироваться и обостряет чувства, навевает ощущение тайны и красоты.

Это упражнение представляет собой разновидность двух описанных выше упражнений. При его выполнении, по завершении последовательности шагов двух предыдущих упражнений (в том числе прикосновения к скелетам обоих партнеров), включается музыка и пары скелетов начинают танцевать. Танец имеет свободную форму, его цель - при помощи движений выразить свои ощущения, связанные с вашим состоянием живых скелетов в этом мире. Магия, позволяющая вашим скелетам оставаться в вертикальном положении - это краткая магия жизни. Она наделяет жизнью белый камень, и когда она уходит, камень вновь становится неподвижным. Танец скелетов посвящен этой магии и теням, среди которых они движутся. Выполнение упражнения занимает от 10 до 20 минут.

Комментарий к технике

Выполнять данные упражнения следует в темноте. Для занятий выбирайте места, удаленные от населенных пунктов, например в лесу, в пустыне или среди поля, - это позволит добиться лучших результатов. Идеально подходят дно глубокого оврага или русло пересохшей реки. Выполнение упражнений упрощается, если светит полная луна. Однако мест, находящихся в непосредственной близости от океана, следует избегать. Кроме того, необходимо, чтобы кто-то координировал выполнение упражнений, подавал сигналы к началу выполнения очередной фазы упражнения, включал музыку и произносил фразы, помогающие участникам выполнять упражнения. Естественно, следует избегать присутствия незнакомых людей, а также всего, что может прервать выполнение упражнений.

Введение в упражнения по стиранию личной истории

Стирание личной истории представляет собой самое, пожалуй, обобщенное из не-деяний собственного я. Оно объемлет все техники не-деяния и подразумевает ликвидацию причинно-следственных связей между прошлым и настоящим.

Дон Хуан предлагает Карлосу заняться стиранием его личной истории (III-26). При этом он ссылается не только на необходимость для Карлоса изменить свой образ жизни и способ бытия, но и на то, что подобное изменение может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что маг назвал личной историей.

Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, - что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Работая с группами, я не перестаю удивляться, как люди вновь и вновь заявляют, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же.

Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого: Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя, Это потому, что я всегда был слабым, Это потому, что родители всегда слишком сильно