Санчес Виктор

Практическое использование техник Карлоса Кастанед

себя на том, что позволяю себе спорить ради самого спора. Просто не обращайте на меня внимания, там самым вы мне очень поможете. Или так: Стоп, стоп, стоп. Я кретин, не обращайте на меня внимания. Приношу Вам свои извинения, потому что лишь сейчас понял, что играю в свою старую игру - прикидываюсь умным, чтобы произвести впечатление на людей, хотя на самом деле я всего лишь хвастун. Или: Нет, пожалуйста, не надо меня больше слушать. Я всего лишь позволил себе увлечься ролью страдающей жертвы. Мне лучше помолчать.

В каждом случае следует стремиться использовать самые недвусмысленные фразы, применимые к данной ситуации.

Для практики этой техники требуется лишь минимальная дисциплина, однако результаты оказываются вполне впечатляющими. Вы начинаете знать заранее, что вам предстоит сказать, еще до того, как откроете рот.

Мало-помалу ваше желание производить на других ложное впечатление при помощи слов сойдет на нет.

Часть третья

Доступ к отдельной реальности

(практики для левой стороны)

Глава 6.

Остановка внутреннего диалога, или Ключ к двери между мирами

Пустое сознание

С идеей безмолвной мысли мы часто встречаемся в различных парадигмах знания, пока еще мало известных на Западе.

Каждый день мы ловим себя на мысли - в буквальном смысле слова. Я имею в виду не рациональное мышление, а обыденное, не поддающееся контролю рассудка. Мысленно мы никогда не перестаем разговаривать сами с собой - это и есть то, что дон Хуан называет внутренним диалогом (IV-20) и отказ от чего представляет собой центральную идею его учения.

Так как этот внутренний диалог никогда не прекращается, мы считаем, что нет ничего естественнее и необходимее, мы - пусть бессознательно - не сомневаемся в том, что прекращение этого диалога может произойти только после смерти, что абсолютно пустого, безмолвного сознания нет и не может быть. Эта уверенность подтверждается и безуспешностью отдельных попыток остановить этот поток, закрыть мозг. Дело в том, что опустошение сознания требует применения специальных методов, в которых к тому же нужно непрерывно упражняться.

Между тем, если мы немного оглядимся и покопаемся в истории, то обнаружим, что людей всегда и везде интересовала возможность достижения внутренней тишины, и я даже осмелюсь утверждать, что каждый человек стремится так или иначе понять, как этого можно достичь. Результаты исследований Кастанеды позволяют утверждать, что в прошлом люди были гораздо ближе к этому знанию. По мере усиления господства рационалистического мышления (VIII-169-170), все более подчинявшего себе повседневное существование личности, человечество постепенно теряло это знание. И вот пришло время, когда большинство людей погрузилось в стихию даже не столько рационалистического, сколько шаблонного, механистического мышления.

Взгляд на Восток

Пустое сознание, не-мышление - это основная цель восточной мысли, в особенности таких ее направлений, как индийская йога, японский дзэн-буддизм и китайский даосизм.

Для западного сознания возможность достижения такого состояния со всеми вытекающими из этого последствиями пока не стала предметом особого интереса - в особенности со стороны науки.

Впрочем, здесь следует отметить роль усилий антипсихиатров, чья деятельность находится на грани науки и паранауки. Им удалось достаточно близко подойти к достижению состояния не-мышления, которое они называют труднопроизносимым термином деструктурированный опыт*.

* CM. David Cooper. La Muerte de la Familia. Barcelona: Ariel, 1985

Когда западное сознание, привыкшее рассматривать мир в перспективе дихотомии Запад/Восток, предается самокритике, оно начинает относиться к восточной мысли с некоторой долей робости. Однако при таком членении из поля зрения исчезает множество не вписывающихся в рамки парадигмы Восток/Запад народов и культур, у которых были достаточно оригинальные представления об устройстве космоса.

Индейская перспектива

Говоря об американских индейцах, мы имеем в виду все народы, от Аляски до Тьерра-дель-Фуэго, бывших некогда творцами великих культур. Философское и магико-научное наследие этих культур еще практически не освоено современными антропологами и культурологами.

Обладая превосходящей военной мощью, конкистадоры и думать не желали о том, что у индейцев можно и учиться. Кто тогда мог подумать, что у практически истребленных в XVI веке представителей доколумбовой Америки, индейцев, - которые с точки зрения сторонников парадигмы, помещающей Запад на вершине лестницы прогресса, находились и до