Санчес Виктор

Практическое использование техник Карлоса Кастанед

в три основных техники (осознание смерти, стирание личной истории и избавление от чувства собственной важности), на основе которых могут быть разработаны многочисленные способы их применения, Я приведу описания основных техник, а также некоторые конкретные примеры их использования.

18. Смерть как советчик (III-43)

Когда вы ощущаете себя измотанным жизнью или находитесь на грани срыва, вспомните о своей смерти. На несколько мгновений отключитесь от естественного хода событий, чтобы оценить реальную тяжесть ситуации и сравнить с тяжестью факта неизбежности вашей смерти.

Такое сравнение оказывается особенно полезным, когда чувство собственной важности занято самооправданием, используя один из многих присущих ему вариантов и захватив контроль над вашей личностью и вашим временем: вам жалко себя: вы ощущаете, что теряете что-то очень важное; вы оскорблены или хотите отомстить: вы привязаны к чему-то, что на самом деле уже потеряли: вы весьма посредственный человек и не верите в любовь; вы пугливы; вы боитесь действовать в соответствии с самыми затаенными вашими желаниями. Именно в такой момент следует заглянуть в темные глаза смерти и попросить у нее совета. Но, чтобы взглянуть на ситуацию под углом зрения ждущей нас смерти и отнестись к своему поступку так, будто он есть последнее, что вам предстоит сделать, от вас потребуется способность контролировать себя. Продолжайте, пока смерть не устранит ваше чувство жалости к себе и страхи. Продолжайте, пока смерть не расставит все по местам, не разместит в правильной перспективе. Лишь тогда вы поймете, что по сравнению со смертью даже самые тягостные из повседневных проблем выглядят совсем незначительными. Вы живы, и смерть ожидает вас. Лишь это имеет значение. Остальное - пустяки.

Введение в упражнения, относящиеся к осознанию скелета

В ходе занятий с рабочими группами использовался ряд упражнений, доказавших свою высокую эффективность для достижения осознания смерти. Эти упражнения называются осознанием скелета. Они появились как плод вдохновения одного из работавших с группами координаторов, музыканта Германа Брингаса, после прочтения им Скелета Рэя Брэдбери. Брингасу пришло в голову, что лежащие в основе сюжета идеи можно использовать для создания новых упражнений. Практикуя эти упражнения, мы осознали их силу и продолжаем работать с ними, создавая на их основе новые упражнения. Ниже приведены некоторые из форм упражнений этого типа, которые были опробованы нами в ходе практикумов.

19. Пробуждение скелета

Упражнение следует делать ночью, в составе группы или индивидуально.

1. Найдите довольно большое открытое пространство вне помещения. При выполнении упражнения в составе группы кто-то должен взять на себя руководство выполнением упражнения.

2. Все должны стоять совершенно неподвижно и расслабившись.

3. Затем начните движения, поначалу они должны быть почти неощутимыми.

Начинайте с едва заметных движений одного пальца. Постепенно переходите к другим пальцам, к кисти руки, руке и так далее, пока все тело не начнет совершать плавные движения. Постарайтесь отчетливо представлять физическую сторону движений тела в каждый отдельный момент.

4. Начните совершать движения, похожие на те, что вы совершаете, переводя себя из положения лежа на спине в положение сидя, сокращая мышцы брюшного пресса, однако делайте это из исходного положения стоя. Сначала двигайтесь медленно, постепенно, почти незаметно, набирая скорость. Дышите в такт движениям, сосредоточьте внимание на физических ощущениях тела.

Увеличивайте скорость, пока, по истечении приблизительно 15 минут, не будет достигнута максимальная скорость, для чего будут требоваться максимальные усилия. Старайтесь не пропустить мгновение истинного катарсиса - он наступит, когда вы приблизитесь к пику максимальных усилий.

5. По достижении катарсиса издайте громкий крик, который подчеркнет испытываемые вами ощущения. Продолжайте сохранять сознательный контакт с телом.

6. Издав крик, начинайте снижать скорость движений, и вновь изменение скорости должно быть почти неощутимым. В этот момент осознание тела должно быть совершенно отчетливым. Направьте это осознание на ощущение костей во всем теле. Вы должны чувствовать, что состоите только из костей. В этом состоянии постепенно уменьшайте амплитуду и скорость движений, пока вновь не станете полностью неподвижны.

7. Плавно опуститесь на корточки, руки между колен, кисти по-обезьяньи касаются грунта.

8. Затем начните углублять осознание своего скелета, представив себе