Санчес Виктор

Практическое использование техник Карлоса Кастанед

акценты будут смещены.

Техники

Ниже приводятся упражнения, которые могут быть названы собственно практикой внимания, так же как и некоторые упражнения, которые Кастанеда называет иногда упражнениями в не-деянии. Однако мы приводим их вместе, так как обе эти группы направлены на привнесение таких изменений в восприятие, благодаря которым его функции . в значительной мере меняются, и мы приближаемся к обретению второго внимания.

52. Созерцание теней (III-194)

1. Найдите большой, пышный куст какого-либо растения.

2. Примите позу, в которой вы чувствуете себя очень комфортно и в которой вам легче расслабиться и сконцентрировать внимание.

3. Выберите какую-нибудь ветку и созерцайте ее листья, точнее, не собственно листья, а их тени - постарайтесь сфокусировать свое внимание так, чтобы вместо ветки, полной листьев и цветов, видеть ветку, полную теней.

4. Постепенно расширяйте поле зрения, однако помните - вы должны видеть только тени!

5. Постарайтесь воспринять весь куст как состоящий из теней.

На более продвинутых стадиях нужно перейти от куста к дереву.

Длительность упражнения должна быть не менее получаса.

53. Созерцание скал (III-203-206)

Следующее упражнение на восприятие теней проводится не с деревьями, а со скалами.

1. Поместите (или найдите) небольшой камешек на вершину валуна или скалы и созерцайте его. Идеальное место - большая плоская скала, на которую вы можете лечь лицом вниз, стараясь расположиться так, чтобы ваши глаза находились на расстоянии примерно 30 сантиметров от камешка.

Сконцентрируйтесь на восприятии камня, постарайтесь изучить его в мельчайших деталях, найти на нем все трещинки и рытвинки. Занимайтесь этим до тех пор, пока ваше внимание не окажется полностью поглощенным восприятием камня, - пусть он целиком заполнит поле вашего зрения, загородит собой весь мир.

2. Теперь перейдите к созерцанию тени от камня, стараясь представить ее чем-то вроде жидкости, окружающей камень, клейкой жидкости, соединяющей камень и скалу в единое целое.

3. Затем, в соответствии с указаниями Кастанеды в Путешествии в Икстлан (III-210), перейдите к созерцанию тени от всей скалы. Для этого вам придется найти две высокие скалы, отбрасывающие параллельные друг другу тени. Примите наиболее удобную позу для концентрации и созерцайте сразу обе тени, пытаясь (скосив глаз) соединить обе тени в одну так, чтобы они слились в единое целое.

Некоторым людям удобнее работать не с большими, а с маленькими или среднего размера скалами - это не имеет большого значения, можете спокойно использовать их в своей практике.

54. Дерево, сотканное из небесной сини

Эта разновидность предыдущего упражнения дает также очень хорошие результаты.

1. Найдите небольшое дерево, лучше всего такое, которое понравится вам с первого взгляда. Лучше, если это будет не отдельно стоящее дерево, а такое, которое стоит на краю рощицы и отбрасывает длинную тень. В этом случае вы сможете спокойно рассматривать небо, просвечивающее сквозь листья, и яркое солнце не утомит ваше зрение.

2. Сядьте или лягте под выбранным деревом, устройтесь поудобнее.

Рассмотрите дерево подробнее - как идет его ствол, как расположены ветки, - но ваше внимание должно быть прежде всего приковано к просветам между листьями, в которые видно небо. Постарайтесь соединить эти кусочки неба в единое целое, как вы поступаете с листьями и ветвями, воспринимая дерево как единое целое. Если небо имеет голубой цвет, постарайтесь научиться воспринимать эти кусочки как дерево с голубыми листьями на зеленоватом водянистом фоне. Вам необходимо мысленно расслабиться, но в то же время сосредоточиться, чтобы научиться воспринимать картину целиком, не упуская из виду ни малейшей детали. Сначала нужно увидеть дерево с голубыми листьями, а затем можно постепенно перейти к более мелким и второстепенным деталям. Однако не стремитесь уделять им слишком много внимания, иначе вы рискуете нарушить целостность картины и волшебство основанного на не-деянии восприятия будет разрушено.

55. Ходьба задом наперед (VI-124)

Это упражнение настолько просто, что его можно проделывать на любой местности, в зависимости от состояния здоровья и тренированности ученика.

Смысл упражнения заключается в следующем: вы должны двигаться задом наперед, не оглядываясь, не смотря туда, куда движетесь. Разумеется, начать нужно с упражнений на ровной поверхности, где нет опасных ям или рытвин, а затем постепенно увеличивать сложность упражнения.

1. Сначала двигайтесь задом наперед под руководством