Горбовский А.

Тайная власть и незримая сила

не было. Не это ли, не электростатика ли, передаваемая экстрасенсом неведомо каким образом сквозь стеклянный колпак, и есть та сила, которая передвигает предметы?

Тогда установили ультрафиолетовую лампу, которая, ионизируя воздух, мешала накоплению заряда. Но шарик, и лишенный заряда, продолжал двигаться. Про-

исходящее явно не вписывается в рамки физических реальностей, какими они известны нам.

Об этом же, о нарушении элементарных законов физики, говорят и некоторые наблюдения, связанные с московским экстрасенсом Валерием Авдеевым. Он не довольствуется тем, что на расстоянии взглядом или движением рук раскручивает магнитнун) стрелку компа- са то в одну, то в другую сторону. Таким же образом он может заставить двигаться и сам компас. Авдеев напряг- ся и замер над компасом, - описывает происходящее очевидец. - Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхание совсем не слышно. И вдруг, при- мерно через минуту, компас словно ожил: дернулся несколько раз, а потом стал плавно удаляться от него.

Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановил- ся и стал медленно вращаться. Сделав несколько оборо- тов, замер на краю стола.

Как и Кулагина, Авдеев генерирует в эти минуты электромагнитные импульсы. Однако, как показали при- боры, мощности самих этих импульсов было бы совер- шенно недостаточно, чтобы заставить двигаться магнит- ную стрелку, не говоря уже о том, чтобы сдвинуть с места сам компас. Точно так же и импульсов, которые генери- ровала Кулагина, было бы недостаточно, чтобы воздейст- вовать на предметы, которые передвигала она.

Исследователям остается лишь констатировать суще- ствование силы и признать, что о ее характере у них нет ни малейшего представления.

Еще более непонятно, каким образом сила эта может внезапно появляться и у человека, не наделенного этой способностью. Стоит тому же Авдееву взять такого человека за руку или даже просто находиться с ним рядом, как тот оказывается способен проделывать с магнитной стрелкой то же, что делает сам Авдеев.

В ы з ы ватели дождя, гонители облаков

В опытах, о которых я говорил, обычно передвигались предметы довольно небольших размеров. Да и сами опыты эти - не более, чем своего рода подтверждение того, что возможность такого воздействия существует.

В какой мере возможность эта ограничена размером предмета или его весом? И ограничена ли? Древнейшая практика вызывания дождя, воздействия на огромные

многотонные Массы облаков позволяет ответить на этот вопрос самым неожиданным образом.

У лекторов-атеистов есть дежурный пример, который они любят приводить, чтобы опровергнуть веру в необъяснимое и необычное. Священники, - говорит лектор, - устраивали молебны о ниспослании или пре- кращении дождя, обманывая трудовой народ. Разве не ясно, - восклицает он, - разве не понятно, что подобное невозможно? Смешно даже, что темные массы верили когда-то, будто человек может собирать тучи или, наобо- рот, - разгонять их.

Так ли уж беспочвенна была эта вера? Так ли наивны были наши предки? Я не говорю уже о народах и племенах обширных территорий Африки и Азии, где практика эта бытует и поныне.

Но обратимся к нашей стране. Жития святых содер- жат рассказ о том, что в 1096 году, когда в Новгороде начался великий пожар, грозивший истребить весь город, святой Никитиа (реальное историческое лицо, епископ Новгородский) низвел дождь, который и пога- сил пожар: Прилежно моление за. люди своя принося, овогда и граду запаление угасил еси.

Практика вызова дождя существовала в России как бы в двух видах: в церковном и чародейном, восходящем к языческим, дохристианским временам. Крестный ход, моление о ниспослании дождя были частью общепри- нятых церковных служб. Другие воздействия, приписы- ваемые обычно разного рода облакогонителям, колду- нам и чародеям, гибельными, негативными. С ними связывались обычно засухи, проливные дожди, бури или град, губящий урожай.

Очевидно, именно поэтому в русском историческом списке 1282 года осудительно упоминались облакы прогонникы и чаровникы, а также облакы-генештеи.

Надо думать, очевидно, далеко не случайно и то, что Шестой Вселенский собор предусматривал епитимию облакогонителям.

Знание о том или вера в то, что есть такие облакого- нители, собирающие или, наоборот, разгоняющие облака, порождали особенно настороженное отношение к соседним недружественным племенам и народам: а не готовят ли их волхвы и чародеи погибели право- славным? Особое подозрение, как никакой другой народ, вызывали почему-то литвины.