Горбовский А.

Тайная власть и незримая сила

на то у них бывают свои причины.

Правда, я не встречал еще, чтобы кто-то внезапно уехав- ший так, возвращался. И на это тоже, остается предполо- жить, существуют свои причины.

4.ЦЕЛИТЕЛИ.

НА НЕВЕДОМЫХ ПУТЯХ

По благодати и без нее

Напомню: некоторые считают, что болезнь, как фор- ма страдания, есть искупление, погашение зла, совер- шенного человеком в этом или в прошлом его рождении.

С величайшим уважением и симпатией относясь к этой точке зрения и к людям, которые ее разделяют, я чувст- вую все-таки, что что-то не дает мне принять ее до конца.

Это как бы дверь, я вижу ее, она открыта, но войти в нее я не могу. И я пытаюсь понять, что мне мешает.

Мне кажется, я начинаю понимать: это сама готов- ность таким образом все объяснить и ответить на все вопросы. В реальности, встающей за этой точкой отсчета, я присутствую лишь частично. Там же, где пребываю я, царят скорее произволы Господни. Кто чувствует, как я, легко поймет, что я имею в виду.

Почему и зачем я вообще заговорил здесь об этом?

Только чтобы сказать о тех целителях, которые делают свое дело вне понятий кармы, не видя в болезни ни воз- даяния, ни искупления за прошлое зло.

Таковы целительства многих христианских святых.

Московское княжество уже много лет платило тяже- лую дань Золотой Орде, и не было случая, чтобы посла- нец хана привез весть, которая означала бы что-то, кроме новых тягот и горя. Так было и на этот раз. Хан Чанибек Тайдула прислал Московскому Великому князю Иоану Иоановичу письмо, в котором требовал от князя при- слать к нему человека божьего, Московского митропо- лита Алексия*, чтобы тот помолился о даровании про- зрения его жене. Жена же его была слепа к тому времени уже в течение трех лет. Но главное, письмо хана содержа- ло важное политическое условие. Вернее, угрозу: Если, - писал хан, - по его молитве исцелится моя жена, то ты в мире со мною,будешь, если не пошлешь его ко мне, то со огнем и мечем пройду по твоей земле.

Само то, что сохранение мира связывал хан с испол- нением задачи, которая заранее должна была бы казаться невозможной и невыполнимой, говорит о том, что целью этой его акции, очевидно, был просто набег. Но коль ско-

ро княжество все время исправно платило дань, хану ну- жен был предлог. Не исключено, что такой ход мог быть подсказан хану и кем-то из других русских князей, со- перников великого князя Московского.

В такой обстановке, в таких обстоятельствах святой Алексий в сопровождении клира отправился в Золотую Орду. То, что последовало, можно комментировать и пы- таться объяснить как угодно. Когда митрополит совер- шил молебен и окропил женщину святой водой, она про- зрела. Москва была спасена. Осыпав дарами святого и прибывших с ним, хан с миром отпустил их обратно.

Перстень, которым хан наградил святого, хранился с тех пор в патриаршей ризнице. Цел ли он сейчас, сохранился ли, пройдя жестокое время, не знаю.

Бессмысленное и неблагодарное дело, как видится мне, пытаться понять, найти объяснение, почему одним молитва во исцеление помогает, а другим - нет. Не толь- ко с каким-то злом, совершенным или несовершенным когда-то, но даже с верою или неверием болящего оказы- вается трудно и невозможно это связать. И нет этому, как и многому другому, как видится мне, иного слова, кроме как все того же: произволы Господни.

Не привожу здесь длинного перечня других цели- тельств и чудес, совершенных святыми. Упомяну только одно, более близкое к нам по времени. Это исцеление по телеграфу Иоанном Кронштадтским наследника болгар- ского престола Бориса*, от которого отступились было уже все светила тогдашней медицинской науки. Иоанн награжден был болгарским орденом.

Всегда ли, однако, святость и благодать были услови- ем такого целительства?

Как-то великая княгиня Анастасия с сестрой гостили в Киеве в подворье Михайловского монастыря. Проходя по монастырскому двору, они заметили монаха, занятого колкой дров. Подошли, разговорились. Оказалось, монах дважды пешком совершал паломничество в Иерусалим, побывал во многих русских обителях. Во всем этом не было, правда, ничего примечательного. В те времена на Руси было немало таких людей, ищущих Бога. Но сам

разговор с монахом, его суждения показались великой княгине любопытны. Она спросила его имя, он был при- глашен княгиней в Петербург и какое-то время спустя оказался представлен царской семье. Как вы уже догада- лись, я говорю о Распутине.

Об этом человеке написано и сказано очень много. Об удивительных его способностях, равно как и о пороках.