Горбовский А.

Тайная власть и незримая сила

ны, 25%, каждая четвертая женщина оказывалась подвер- жена этому недугу. В прошлом веке при обследовании одной из деревень Рязанской губернии там оказалось шестьдесят женщин, страдавших кликушеством, причем некоторые по десять, пятнадцать и двадцать лет.

За каждой из этих цифр - чья-то сломанная судьба, вечное горе и слезы. Но печальные цифры эти - свиде- тельство не только умения наводить порчу. Куда в боль- шей мере они признак степени той недоброжелательно- сти, той взаимной ненависти и злобы, что бытовали в народе. Ведь ту же порчу и кликушество редкая воро- жея или колдун наводили по собственной воле и своему интересу. К ним шли, их просили, платили, говорили

Испорть ту и ту... Они выполняли пожелания и прось- бы, и пожелания и просьбы эти не иссякали. Особенно сильной пружиной зла была зависть - к чьему-то сча- стью, достатку или просто удаче.

В. М. Бехтерев* приводит случай, когда кликушество разразилось во время свадебного пира. Припадок начал- ся с невесты, за ней последовал жених и еще пятнадцать человек гостей. Ни с одним из них ни до, ни после этого ничего подобного не случалось. А ведь кто-то, учинив- ший все это горе, наверное, радовался злой радостью, ус- лышав о происшедшем.

Как пытались спасаться от всего этого, спасаться от злой напасти? Официальные, государственные инстан- ции во все времена имели для этого набор средств более или менее неизменный. Как-то, когда порча эта распро- странилась в Подольском уезде, губернское начальство предписало принять против кликуш полицейские меры, подвергая их негласному легкому телесному наказанию или содержанию непродолжительное время под стра- жею.

Исцелением от кликушества занимались разного рода колдуны и ворожеи при помощи молитв, заговоров и освященной воды. Делала и делает это и сейчас цер- ковь. Но добиться успеха удается с большим трудом. В Москве, например, в Симоновом монастыре отчитыва- ние таких кликуш и одержимых продолжалось не менее шести недель.

Защита к обереги

И все-таки, как может, как мог бы человек, живущий в миру, противостоять всему гибельному, что исходит от злых ворожей и колдунов?

Такую защиту могла бы давать и давала церковь. Ус- ловие такой защиты - собственное совершенство, без- злобие, прощение врагов. Дело в том, что тот, кто наво- дит порчу, тем успешнее может сделать это, чем более его жертва исполнена бывает негативных эмоций, ненави- сти, раздражения или обиды. Иногда, чтобы спровоциро- вать такие состояния, будущую жертву стараются нароч- но рассердить, озлобить, вызвать обиду. И человек обыч-

но легко поддается на это, что и нужно бывает другой стороне, чтобы установить некий резонансный контакт и затем тем вернее нанести удар. Когда такого резонанса нет, воздействия не происходит. Возможно, в этой связи уместно вспомнить и призыв Христа: Любите врагов ва- ших, благотворите ненавидящим вас (Лк. 6,27). Кроме высокого духовного и нравственного значения призыв этот имеет, судя по всему, и явный защитительный смысл.

Человек, который на обиду отвечает пониманием и прощением, на ненависть - любовью, не вступает в резо- нанс с направленным на него злом и поэтому попытки причинить ему вред не достигают цели. Не только не до- стигают, но, отраженные, возвращаются к тому же, кто направил их. ...Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на го- лову горящие уголья. (Рим. 12, 20).

Но многим ли под силу евангельский завет беззло- бия, прощения и любви? Открытые внешнему злу имен- но потому, что зло было в них самих, в большинстве сво- ем люди предпочитают искать других, хоть и менее эф- фективных, но зато более легких путей защиты.

Большая группа таких приемов по своей сути больше всего напоминает громоотвод, который, как известно, специально ставится выше здания, чтобы принять на се- бя возможный удар. Так и здесь с той же целью нарочно усиливается, акцептируется какая-то характеристика ви- зуальная, акустическая.

Таков, например, обычай вешать на шею корове или волу колокольчик. Делается это вовсе не для того, чтобы было легче найти животное, если оно потеряется, как по- лагают некоторые горожане. Исходно обычай этот, изве- стный еще в Древнем Риме, существовал, чтобы защи- тить скот от порчи и колдовства. Этому же служил и зна- менитый колокольчик дар Валдая под лошадиной ду- гой. Звук, воспринимаемые раньше образа, как бы при- нимал на себя, гасил могущий быть удар.

Таков же смысл и другого обычая, сохранившегося и сейчас в некоторых местах Украины - повязывать