Горбовский А.

Тайная власть и незримая сила

персонифицирован- ные болезни можно видеть, например, на иконах XVII века. Это двенадцать различных Трясовиц, Огней, Лихорадок и т. д. Изображались они чаще в виде обна- женных женских фигур, не лишенных женственности и прелести, с лицами спокойными и красивыми. Единст- венное, что выражало недобрую их сущность, были крылья летучих мышей за спиной. Каждой из болезней соответствовал свой цвет - белый, желтый, зеленый, красный... Над каждой из них изображался Ангел-храни- тель, оберегающий от ее прихода. Свое поражение Трясо- вицы, Лихорадки выражали одинаковым жестом: при- ложением правой руки к щеке.

Совершая ритуал исцеления, священник изгонял та- кую персонифицированную болезнь, читая особую мо- литву: Ты еси окаянная Тряся, ты еси окаянная Огня, ты еси окаянная Ледея... Побегите от раба Божия, имя рек, за три дня, за три поприща! Давая после этого больному пить воду с креста, священник произносил: Крест Тря- совицам и идолам прогонитель. Крест есть рабу Божию, имя рек, ограждение.

Портрету может быть больно

Итак, одни, изгоняя болезнь, передают ее камням, другие переносят на растения или животных. Другим удается делать это, используя не самих животных, а как бы замещающие их фигурки, изображения. Очевидно, остается сделать лишь одно небольшое усилие, малый шаг, чтобы достичь следующей ступени: использовать для той же цели изображение самого человека. И странно было бы, если бы магическая практика не сделала этого шага.

У индейцев навахов (США) целитель-шаман, чтобы вылечить человека, начинает с того, что на земле из окра- шенного песка делает его изображение. О портретном сходстве говорить, понятно, не приходится. Да этого и не нужно: цель целителя не внешнее, поверхностное сходст- во, а иные, более глубокие уровни подобия изображения и оригинала. Чтоб достичь такой, как можно более пол- ной идентификации, в самом начале процедуры шаман растирает песком тело пациента. После того как такое магическое единство изображения и оригинала достиг-

нуто, целитель переносит болезнь с человека на изобра- жение. Как только шаман и сам больной приходят к вы- воду, что это произошло, портрет уничтожают. При этом считается, что ради безопасности и блага пациента такое изображение должно быть уничтожено до захода солнца.

Удивительную связь портрета и оригинала упомина- ют многие экстрасенсы. Именно по портрету некоторые из них безошибочно определяют, жив ли тот, кто изобра- жен на нем, или нет. Об этом я уже говорил.

Еще в начале века был проведен эксперимент: врач- гипнотизер перенес чувствительность пациентки на ее фотографию. Причем фото ее было помещено так, что она не могла видеть его. Тем не менее, каждое прикосно- вение к портрету она чувствовала так же точно, как если бы касались ее самой. Когда же на руке портрета врач сделал царапину, точно такая же, но реальная царапина появилась на руке пациентки.

Независимо от того, знал ли обо всем этом москов- ский врач-психиатр Гагик Назлоян или нет, но его метод целительства основан на необъяснимой общности чело- века и его изображения.

Вот как делает это Назлоян. Оставаясь с больным один на один по нескольку часов иногда в течение мно- гих дней, он занимается тем, что изготовляет его скульп- турный портрет. Иногда они беседуют на самые различ- ные темы, иногда молчат.

- Портрет продвигается иногда медленно, иногда бы- стро, - комментирует целитель. - Это связано с психо- патологическими сдвигами, происходящими в состоя- нии пациента. Нет сдвигов - нет продвижения в портре- те.

По мере того как скульптура обретает все большее сходство с самим больным, начинают происходить те са- мые сдвиги, изменения, которые с позиций собственно психиатрии объяснить невозможно.

Известно, что лицо человека - лик его души, лик глу- бинных состояний его психики. Если вы посмотрите на психически больного, вы можете заметить маску болез- ни, как бы наброшенную поверх его лица. Истинный же его лик, с трудом пробиваясь, лишь как бы мерцает сквозь эту завесу. Впрочем, так видится мне, и я не уве- рен, что именно это видел и имел в виду Назлоян, начи- ная свой путь целительства.

Постепенно и с величайшим трудом удается целите- лю освободить этот лик больного от маски болезни, ле-

жащей поверх его. Особенно мучительным оказывается момент, когда портрет, а, следовательно, и процесс исце- ления подходит к концу. Реакция больного больше всего напоминает реакцию одержимого, которого покидает не- кая сущность, темный дух, обитающий в нем. Перед тем как окончательно исцелиться, больной