Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

и естественную реакцию. Первый пример (его

классифицируем как дополнительную трансакцию первого типа) представлен на

схеме 2а. Второй (дополнительная трансакция второго типа) показан на схеме

2б.

ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc Стимул ЗДДДДДДДДДc

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЗДДДДДДДДДД>

¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ ¦ P

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЗДДД

ЦДДДДДДДДД¦ Стимул ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ¦

¦ ДДДДДДДДДДДДДДД> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ ¦ ¦ B

¦ <ДДДДДДДДДДДДДДД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ЦДДДДДДДДД¦ Реакция ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДДДДЫ ¦ ¦

¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ Реакция ¦ ¦ Pe

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <ДДДДДДДДДДДЫ ¦

ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ

Агент Респондент Агент Респондент

а) Первого типа б) Второго типа

Схема 2. Дополнительные трансакции

Однако совершенно очевидно, что трансакция - это звенья одной цепочки:

каждая реакция (Рк) в свою очередь становится стимулом (Ст).

Первым правилом коммуникации мы считаем следующее: пока трансакции

дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из

этого правила пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может

продолжаться неопределенно долго. Эти правила не зависят ни от природы

трансакций, ни от их содержания. Они целиком основаны на векторах общения

Пока трансакции сохраняют дополнительный характер, правило будет

выполняться независимо от того, заняты ли ее участники, например, какими-то

сплетнями (Родитель - Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый -

Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок - Ребенок или Родитель -

Ребенок).

ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Рк ¦

¦ P <ДДДДДДДc ¦ P ¦ ¦ P ¦ ЗДДДДДДД P

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ЦДДДДДДДДД¦ ¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦

¦ ¦ Ст ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ст ¦ ¦

¦ B ДДДДДДДДЕДДДДДДД> B ¦ ¦ B ДДДДДДДДЕДДДДДДД> B

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ЦДДДДДДДДД¦ ¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Pe ¦ ЮДДДДДДД Pe ¦ ¦ Pe <ДДДДДДДЫ ¦ Pe

¦ ¦ Рк ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ

Агент Респондент Агент Респондент

а) Первого типа б) Второго типа

Схема 3. Пересекающиеся трансакции

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается,

если происходит то, что мы называем *пересекающейся* трансакцией. На схеме

3а представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая

вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны

человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или

работы (пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции

доставляет наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил

название классической реакции переноса). Стимул рассчитан на

взаимоотношения Взрослый - Взрослый, например: 'Давай попробуем понять,

почему в последнее время ты стал много пить' или 'Ты не знаешь, где мои

запонки?'. Соответствующим трансакции Взрослый - Взрослый в первом случае

может быть признан ответ: 'Давай попробуем понять. Мне и самому этого

хочется'. А во втором: 'Запонки лежат на столе'.

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие,

например в первом случае' 'Ты как мой отец все время меня критикуешь', - а

во втором 'Вечно я у тебя во всем виновата!' Оба последних ответа

соответствуют схеме Ребенок - Родитель, и, как видно из схемы 3а, векторы

трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах