Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

возможность избежать близости, особым

образом обставляя ситуацию, в которой можно выразить свои чувства, и

накладывая ограничение на реакцию присутствующих.

2. 'Я всего лишь пытаюсь помочь вам' (ЯППВ)

*Тезис*. В эту игру могут играть не только психотерапевты и работники

служб помощи, но и представители других профессий. Но чаще всего и в

наиболее выраженной форме она встречается именно среди консультантов служб

помощи с определенным типом подготовки. Характер этой игры прояснился для

нас при любопытных обстоятельствах. Компания играла в покер, и все игроки,

кроме двух, уже вышли из игры. Один из оставшихся был бизнесменом, другой -

психологом-исследователем. Бизнесмен, у которого на руках были хорошие

карты, объявил ставку; психолог, у которого был беспроигрышный расклад,

повысил ее. Бизнесмен был явно озадачен, и тогда психолог шутливо заметил:

'Не расстраивайтесь, я всего лишь пытаюсь помочь вам'. Бизнесмен слегка

поколебался, но в конце концов выставил свои фишки. Тогда психолог показал

свой выигрышный расклад, а его партнер с досадой бросил карты. Теперь все

присутствующие могли посмеяться над шуткой психолога, а проигравший уныло

заметил: 'Помогли, ничего не скажешь!' Психолог бросил многозначительный

взгляд автору этих строк, как бы давая понять, что его шутка - это камешек

в огород психотерапии. Именно в этот момент нам и стала ясна структура

игры.

Работник службы помощи или терапевт (неважно, какой специализации)

дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент сообщает, что

предложение не произвело желаемого эффекта. Консультант, пожав плечами,

покорно принимает известие о неудаче и делает следующую попытку. Если он

прислушается к себе, то в этот момент может почувствовать нечто вроде

приступа отчаяния, но он все равно сделает следующую попытку. Обычно он не

испытывает потребности разобраться в собственных мотивах, поскольку знает,

что многие его подобным же образом обученные коллеги делают то же самое и

что он следует 'правильной' процедуре и потому получит полную поддержку от

начальства.

Если психотерапевт столкнется с игроком, не собирающимся отступать

(например, с обсессивным [Обсессии (лат. obsessio - осада, схватывание) -

разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и

действиях, не требующих для своего возникновения определенных ситуаций.]

характером), то ему будет все труднее поддерживать свое ощущение

адекватности. Это означает, что ситуация будет медленно ухудшаться. В самом

худшем случае его клиентом может оказаться разозленный параноик, который в

один прекрасный день ворвется к нему в ярости, восклицая: 'Посмотрите, до

чего вы меня довели!' Вот тогда его отчаяние выплеснется наружу, и он

скажет (или только подумает): 'Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!'

Людская неблагодарность приведет его в смятение и причинит сильную боль,

указывая тем самым на сложные мотивы, лежащие в основе его собственного

поведения. Именно это смятение и есть кульминация игры.

Не следует путать людей, оказывающих истинную помощь другим, с

игроками в 'Я всего лишь пытаюсь помочь вам' (ЯППВ). 'Я думаю, эта проблема

разрешима', 'Я знаю, что надо делать', 'Меня назначили оказать вам помощь'

и 'Мой гонорар за помощь вам будет...' отличаются от игры 'Я всего лишь

пытаюсь помочь вам'. В первых четырех случаях работник делает честное

Взрослое предложение: предоставляет в распоряжение попавшего в беду

пациента свои профессиональные умения.

Что же касается ЯППВ, игра имеет скрытый мотив, который оказывает

большее влияние на ее исход, чем профессиональные умения. Этот мотив

исходит из жизненной позиции, состоящей в том, что люди неблагодарны и

общение с ними не приносит ничего, кроме разочарования. Перспектива успеха

тревожит Родителя и побуждает к саботажу, поскольку, успех угрожает его

жизненной позиции. Игрок в ЯППВ должен все время быть уверенным: как бы

усердно он ни предлагал помощь, она не будет принята. Клиент реагирует на

это играми 'Видишь, как я стараюсь' и 'Вы ничем не можете мне помочь'.

Более гибкие игроки в ЯППВ способны идти на компромисс: они не видят ничего

плохого в том, чтобы пациент в конце концов принял помощь, если только он

сделает это не сразу, а через большой промежуток времени. Поэтому

психотерапевт