Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

что небезынтересно

попробовать понять, что же с ней происходит на самом деле. Она всерьез

заинтересовалась трансакционным анализом, и это принесло хорошие

результаты.

Вариантом 'Психиатрии' является игра 'Раскопки'. В этой игре пациентка

постоянно 'пережевывает' детские воспоминания. Иногда она пытается

заманивать психотерапевта в игру 'Критика', в которой она описывает свои

ощущения в разных ситуациях, и он говорит и о том, что в них неправильно.

Игра 'Самовыражение', распространенная в некоторых психотерапевтических

группах, основана на догме 'Все чувства хороши'. В таких группах, например,

могут рукоплескать или хотя бы выражать молчаливое одобрение человеку,

употребляющему грубую брань. Однако искушенная группа быстро поймет, что на

самом деле это игра.

Некоторые участники психотерапевтических групп вскоре становятся

крупными специалистами по выявлению игр типа 'Психиатрия' и быстро дают

понять новому пациенту группы, что, по их мнению, он играет в 'Психиатрию'

или в 'Трансакционный анализ', вместо того чтобы с помощью всей группы

достичь верного понимания ситуации.

...Одна женщина, ранее посещавшая группу 'Самовыражения', переехав в

другой город, стала посещать новую достаточно подготовленную группу. Она

поведала там историю о случае инцеста [Инцест (лат. incestum) -

кровосмешение, интимная связь между близкими родственниками.], который у

нее был в юности. Этот часто повторяемый ею рассказ всегда вызывал у

слушателей благоговейный ужас, но в новой группе вместо ожидаемой реакции

она натолкнулась на равнодушие, которое привело ее в ярость. Она с

изумлением обнаружила, что членов этой группы гораздо больше заинтересовал

ее Трансакционный гнев, а не исторический инцест. Она в бешенстве выпалила

слова, которые, по-видимому, считала худшим оскорблением: обвинила их в

том, что они не фрейдисты. А Фрейд, между прочим, относился к психоанализу

очень серьезно и избегал превращать его в игру, заявляя что он - не

фрейдист.

Недавно был открыт новый вариант 'Психиатрии', названный 'Скажите-ка

мне вот что'. Он несколько напоминает популярное развлечение 'Двадцать

вопросов'. Уайт рассказывает свой сон или какое-то происшествие,

случившееся с ним, а другие члены группы, часто и психотерапевт, пытаются

интерпретировать его, задавая соответствующие вопросы. Пока Уайт в

состоянии ответить на вопросы, присутствующие придумывают все новые и

новые, пока наконец кому-нибудь не удастся задать такой вопрос, на который

Уайт не сможет ответить. После чего Блэк откидывается на спинку кресла с

много значительным видом, как бы говоря: 'Ага! Если бы вы смогли ответить

на этот вопрос, то это, безусловно, пошло бы вам на пользу. Я свое дело

сделал'. (Этот вариант находится в дальнем родстве с игрой 'Почему бы вам

не... - Да, но'). Некоторые психотерапевтические группы в течение многих

лет играют только в эту игру с минимальными изменениями и практически не

продвигаются вперед. Эта игра представляет большую свободу Уайту

(пациенту), так как он может подыгрывать остальным, чувствуя, что его

ответы неудовлетворительны, или же он может играть против всех, отвечая без

колебаний на каждый предложенный вопрос. В последнем случае скоро станут

очевидными возмущение и смятение других игроков, потому что он словно

говорит им. 'Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не

помогли, кто же вы после этого?'

В игру 'Скажите-ка мне вот что' играют обычно в школе, когда ученики

знают, что должны ответить на вопрос учителя не на основе разумных

рассуждений и знания фактов, а должны постараться угадать, какой именно из

возможных ответов хочет услышать учитель. Педантичный вариант этой игры

встречается, например, при изучении древнегреческого языка: учитель всегда

может одержать верх над учеником и вполне обоснованно выставить его в

глупом виде, указав на какое-то темное место в тексте.

6. 'Дурачок'

*Тезис*. В мягком варианте этой игры ее тезис можно сформулировать

так: 'Я смеюсь вместе с вами над моей глупостью и неуклюжестью'. Однако

люди с серьезными проблемами могут играть в угрюмый вариант этой игры с

тезисом: 'Да, я глуп, но такой уж я есть, так что сделайте со мной что-

нибудь'. И в том, и в другом случаях игра ведется