Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

страховой агент

старательно учится разного рода социальным времяпрепровождениям. В процессе

игры его Взрослый прислушивается к возможным клиентам и выделяет их из

остальных партнеров как людей, с которыми ему хотелось бы познакомиться

поближе. Причем его выбор, как правило, совершенно не зависит от их умения

играть или от ощущения внутреннего родства с ними, а основывается на

второстепенных факторах, в данном случае на их готовности платить.

Между тем времяпрепровождения обладают одной специфической

особенностью - они взаимно исключают друг друга. Например, 'мужской

разговор' и 'женский разговор' никогда не смешиваются. Компания, увлеченно

играющая в 'А вы бывали когда-нибудь... (там-то)?', с раздражением

отнесется к назойливому гостю, который хочет играть в 'Сколько стоит...?'.

Игрокам в 'Родительский комитет' проецирующего типа не понравится вторжение

интроецирующих игроков, хотя их недовольство не будет столь сильным, как в

обратной ситуации.

Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к

дружбе. Например, компания женщин, каждое утро собирающаяся по очереди в

чьем-нибудь доме, чтобы выпить кофе и поиграть в 'Непутевого мужа', скорее

всего окажет весьма прохладный прием новой соседке, которая хочет играть во

'Все замечательно'. Каково им, без конца твердящим, что у них

отвратительные мужья, слышать, как новая соседка расхваливает своего мужа,

утверждая, что он - само совершенство. Вряд ли они будут долго терпеть ее в

своей компании. Если на вечеринке кто-то из компании хочет перейти от

беседующих в одном углу в другую группу, то он либо должен присоединиться к

новому времяпрепровождению, либо суметь переключить эту группу на новую

тему. Хорошая хозяйка, безусловно, всегда владеет ситуацией. В случае

необходимости она объявит программу: 'Мы тут играем в 'Родительский

комитет' проецирующего типа. Хотите принять участие?' Или: 'Ну, девочки,

вы, должно быть, уже наигрались в 'Гардероб?' Или: 'Познакомьтесь, мистер N

- писатель (политик, хирург). Я уверена, что он с удовольствием сыграет в

'Смотри, мама, какой я молодец! Не правда ли, мистер N?'

Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных

человеком, и укреплению его жизненной позиции. Понятие 'роль' сходно с тем,

что Юнг [Юнг, Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр,

последователь психоанализа, один из ближайших сотрудников Фрейда. В

дальнейшем их научные пути разошлись.] называл persona, с той только

разницей, что это понятие более глубоко коренится в фантазиях. В

'Родительском комитете' проецирующего типа один из игроков может взять на

себя роль сурового Родителя, другой - добродетельного Родителя, третий -

роль снисходительного Родителя, а четвертый - роль Родителя-помощника. Все

четверо ощущают Родительское состояние Я и действуют в соответствии с ним.

Однако все четверо его ощущают по-разному. Если роль каждого из них

признается другими, то есть не вызывают антагонизма, или в ответ на любой

антагонизм только укрепляется, или встречает одобрение людей некоторого

типа (что выражается в 'поглаживаниях'), то это означает, что данная роль

встречает поддержку.

А подтверждение роли способствует укреплению жизненной позиции

индивида. Жизненная позиция формулируется в виде простого утверждения,

влияющего на все трансакции того или иного индивида. В конечном итоге

жизненная позиция определяет не только его судьбу, но чаще всего и судьбу

его потомков. Позиция может быть более или менее абсолютной. Типичными

жизненными позициями, исходя из которых можно играть, например, в

'Родительский комитет' проецирующего типа, являются следующие: 'Все дети -

плохие!', 'Все чужие дети - плохие!', 'Все дети печальны!', 'Детям всегда

достается!'. Каждая из этих позиций соответственно вызывает к жизни роль

суровою, или добродетельного, или снисходительного Родителя или Родителя-

помощника. Жизненная позиция проявляется прежде всего в установке, которую

она порождает. Именно в соответствии с установкой индивид проводит

трансакции, составляющие его роль.

Выбор и фиксация позиции происходят у человека на удивление рано, в

основном начиная со второго года жизни (иногда даже с первою), и

заканчиваются примерно к семи годам. Во всяком случае, это