Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

играет лишь ограниченное

число клиентов таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку только

тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут

терпеть ее столь же охотно.

К родственным играм относятся 'Ветеран' и 'Больница'. Игра 'Ветеран'

обнаруживает те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется между

организациями, занимающимися делами ветеранов, достигших пенсионного

возраста, а также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,

например инвалидов войны. В 'Больницу' играют некоторые пациенты

амбулаторного отделения крупных больниц. В отличие от 'Неимущих' и

'Ветеранов' пациенты, играющие в 'Больницу', не получают денежной

компенсации, но у них есть другие 'вознаграждения'. Поскольку они охотно

исполняют роль как бы пособий, экспонатов при обучении медицинского

персонала и дают возможность наблюдать течение болезни, то они выполняют

полезную социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно чувствует

удовлетворение, недоступное 'Неимущим' и 'Ветеранам'.

*Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от

предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит не от самих

игроков, как в других играх, а связан с тем фактом, что игра 'Неимущий'

попадает в резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную к

ней игру - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной

публики, правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих

права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к 'Неимущему', могут привести

к громким выкрикам: 'Да, да, что вы можете сказать по этому поводу?' Эти

возгласы можно рассматривать и как здоровую операцию или

времяпрепровождение, даже если они при этом иногда отбивают охоту к

искренности. Фактически вся американская система демократических свобод

основана на возможности задавать этот вопрос. Без такой возможности на пути

социального прогресса возникли бы серьезные препятствия.

4. 'Крестьянка'

*Тезис*. Прототипом для анализа этой игры послужил случай с

крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай

столь интересным, что показывает больную студентам-медикам. Он не только

дает характеристику ее болезни, симптомов и диагноза, но и рассказывает,

как ее нужно лечить. Вся эта процедура наполняет женщину благоговейным

трепетом. Затем профессор вручает ей рецепт, еще раз подробно объясняет,

как нужно лечиться, и женщина отправляется домой. Она в совершеннейшем

восхищении от его учености и говорит ему: 'Ах, профессор, вы просто

великолепны!' Однако же она так никогда и не воспользуется рецептом. Во-

первых, в ее деревне нет аптеки; во-вторых, даже если бы она и была,

крестьянка никогда не выпустила бы из рук рецепт - такую 'святыню'. Что

касается остального лечения, то у нее нет никаких возможностей проводить

его: ни придерживаться определенной диеты, ни принимать водные процедуры и

т.д. Она просто живет, как и жила, так же искалеченная артритом, но

счастливая оттого, что может всем рассказывать, какое замечательное лечение

назначил ей великий профессор. Она каждый вечер с благодарностью упоминает

его в своих молитвах.

Много лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню по

пути к богатому и капризному пациенту. Он узнал крестьянку, которая

кинулась целовать ему руку, напоминая о замечательном лечении, назначенном

ей много лет назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад

услышать, как помогло ей его лечение. Он был так польщен, что даже не

заметил нисколько не уменьшившуюся хромоту женщины.

В социальной ситуации игра 'Крестьянка' может приобрести как

искреннюю, так и лицемерную форму. Обе они имеют своим девизом: 'Ах, вы

просто великолепны, мистер Мергитройд!' (АВВММ). В искреннем варианте

мистер Мергитройд, возможно, действительно великолепен. Он может быть

знаменитым поэтом, художником или ученым. И наивные молодые женщины могут

предпринимать длительные путешествия в надежде познакомиться с ним, чтобы

потом иметь возможность сидеть у его ног, взирать на него с обожанием и

идеализировать его недостатки. Более искушенная женщина, которая вполне

сознательно собирается завести роман с подобным человеком или женить