Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

он их воспринимал). Эти родительские состояния *Я* при некоторых

обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это

понятие, можно сказать: 'Каждый носит в себе Родителя'.

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку

информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их

*Я*. На обыденном языке это звучит так: 'В каждом человеке есть Взрослый'.

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в

себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут

активизироваться. Можно сказать, что 'каждый таит в себе маленького

мальчика или девочку'.

Здесь нам хотелось бы поместить структурную диаграмму (схема 1а),

отражающую все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа.

Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они четко

отделены друг от друга. Неопытный наблюдатель может и не заметить их

отличий, но человеку, взявшему на себя труд изучения структурной

диагностики, отличия вскоре покажутся весьма впечатляющими и

содержательными.

ЗДДДДДДДДДДДДДc

¦ЗДДДДДДДДДДДc

¦¦ Состояние ¦¦ ¦

¦¦ Я ¦¦ ¦ Родитель

¦¦ Родителя ¦¦ ¦

¦¦ ¦¦ ¦

¦ЦДДДДДДДДДДД¦

¦¦ Состояние ¦¦ ¦

¦¦ Я ¦¦ ¦ Взрослый

¦¦ Взрослого ¦¦ ¦

¦¦ ¦¦ ¦

¦ЦДДДДДДДДДДД¦

¦¦ Состояние ¦¦ ¦

¦¦ Я ¦¦ ¦ Ребенок

¦¦ Ребенка ¦¦ ¦

¦¦ ¦¦ ¦

¦ЮДДДДДДДДДДДЫ

ЮДДДДДДДДДДДДДЫ

а) Структурная диаграмма б) Упрощенный вид

структурной диаграммы

Схема 1. Структурная диаграмма

Из соображений удобства мы будем впредь называть конкретных людей

родителями, взрослыми или детьми (со строчной буквы). В тех же случаях,

когда будем говорить о состояниях *Я*, то те же слова будут написаны с

заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре). На схеме 1б дан

упрощенный вид структурной диаграммы. Считаем необходимым упомянуть о

некоторых особенностях используемой нами терминологии.

1. Мы никогда не употребляем слово 'ребяческий', так как это понятие

содержит негативный оттенок, поэтому от него следует избавляться.

Описывая Ребенка, мы будем употреблять слово 'детский'. Оно звучит

более объективно и может быть использовано в биологическом смысле. Во

многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности,

так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную

жизнь: радость, творчество и очарование.

Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть самыми

неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения ситуации могут и

должны быть приняты.

2. Все вышесказанное касается и слов 'зрелый' и 'незрелый'. Мы не

считаем, что существуют так называемые 'незрелые личности'. Есть люди, в

которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей

личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый,

которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых

'зрелых людей', наоборот, контроль за поведением почти все время

осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребенок может

прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты.

3. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом -

прямо или косвенно: как активное состояние *Я* или как влияние Родителя. В

первом, активном случае человек реагирует так, как реагировали в подобных

случаях его отец или мать ('Делай, как я'). Если же речь идет о косвенном

влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали ('Не

делай, как я; делай то, что я говорю'). В первом случае он подражает одному

из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как

приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся

Ребенок изменяет свое поведение