Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

Не нужно больше тратить время,

играя с новым знакомым в игру 'Картинная галерея', хотя при желании она

могла бы это сделать.

В свою очередь, и психотерапевту нет необходимости играть в

'Психиатрию'. У него было несколько случаев обсудить с пациенткой проблемы

защиты, переноса и символической интерпретации, но он опустил их, не

испытывая при этом никакого беспокойства. Однако для дальнейшего

обсуждения, наверное, было бы полезно уточнить, какие именно ответы она

вычеркнула в своей экзаменационной работе. К сожалению, в дальнейшем, в

течение часа, отведенного на прием, 17 процентов Ничтожества в пациентке и

18 процентов его же в психотерапевте давали себя знать время от времени.

Подводя итог, можно сказать, что приведенный выше разговор

представляет собой деятельность, расцвеченную небольшим количеством

времяпрепровождении.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Ощущение независимости достигается, как мы считаем, высвобождением или

пробуждением трех способностей: 'включенности в настоящее', 'спонтанности'

и 'близости'.

'Включенность в настоящее' означает умение видеть что-то определенное

или слышать, например, как поют птицы, причем делать это так, как умеешь

именно ты, а не так, как тебя учили. У нас есть все основания полагать, что

маленькие дети видят и слышат совсем не так, как взрослые, что в первые

годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллектуально.

...Маленький мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение.

Вдруг приходит 'хороший' отец. Он чувствует необходимость принять участие в

развлечениях сына и начинает его 'развивать'. Отец говорит: 'Это поет

сойка, а сейчас чирикает воробей'. Однако, как только мальчик пытается

различать птиц, он перестает их видеть и слышать их пение. Теперь он должен

видеть и слышать только то, чего хочет его отец. Позиция отца, впрочем,

вполне оправданна, так как он понимает, что сын не будет всю жизнь только

слушать пение птиц. Чем раньше мальчик начнет свое 'образование', тем

лучше. Может быть, он станет орнитологом, когда вырасгет. Однако лишь

немногие люди могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать.

Наверное, поэтому большинство представителей человеческого рода навсегда

утрачивают возможность стать живописцами, поэтами или музыкантами, так как

они очень рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это

происходит из-за того, что они получают все из вторых рук.

Обретение способности вновь видеть и слышать непосредственно мы

называем 'включенностью в настоящее'. По своей психологической природе

'включенность' представляет собой восприятие, родственное эйдетическим

образам [Эйдетизм (гр. eidos - образ) - в психологии - разновидность

образной памяти, способной к сохранению и воспроизведению черезвычайно

живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.]. Возможно,

у некоторых индивидов такое восприятие существует в области вкусовых и

обонятельных ощущений, что открывает большие возможности в соответствующих

сферах деятельности, например, кондитерам, косметологам, поварам, чья

вечная проблема состоит в том, чтобы найти аудиторию, способную оценить их

произведения.

'Включенность' предполагает жизнь в настоящий момент, а не где-то в

прошлом или будущем. Рассмотрим в качестве иллюстрации человека за рулем

машины, который спешит на работу. Этот пример позволит нам проанализировать

некоторые возможности, характерные для американского образа жизни. Три

следующие распространенные ситуации представляют собой ответы на главный

вопрос: 'Где находится сознание человека за рулем, в то время, когда его

тело в машине?'

1. Главная забота человека за рулем: приехать на работу вовремя. Он -

дальше всех от жизни 'здесь и сейчас'. Пока его тело находится в машине, а

сознание уже у дверей учреждения, этот человек совершенно не замечает

своего непосредственного окружения, если только оно не служит препятствием

на его пути к цели. Это - 'Ничтожество'. Главная его забота - как он будет

выглядеть в глазах начальства. Если же он все-таки опоздает, то может

постараться предстать перед начальством запыхавшимся и выбившимся из сил. В

это время командует угодливый Ребенок, играющий в 'Видишь, как я старался'.

Пока человек правит машиной, он практически полностью лишен независимости,

так как ни жив,