Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

фитилек любви! И скорбь, и слезы, и

теснота, и бдение, и одиночество, и логика иная... А невеста счастлива!.. И

пойди знай, почему ей хорошо?

“Почему хочу делать добро и не могу? Ненавижу зло и делаю?..” — вопрос

дзеновского ученика учителю. Ответ осененного: “Стань рабом Непорочного Зачатия.

Путь — посвящение Марии. Невидимо ходи с Ней, питайся от Ее источника”. —

“Страшно... Колодцы со святой водой на запоре!.. Не заблудиться бы, не

ошибиться!..” — “Друг мой, среди семи блаженнейших препятствий, сочетающих с Его

любовью, — голод и одиночество, меч и опасность... Ты в пустыне. Пока ты в

пустыне — Бог с тобой. А если Бог за нас, кто против нас?” (Рим.8:31).

Абсолютный дзен.

Если вчитаться в православную историю, святость от Феодосия до Серафима, лесной

затвор преподобного Сергия Радонежского — непредсказуемый дзен. Отчаяние

освоиться среди привычных путей — и Голос, вытесняющий в пустыню, где вопль

вопиющего воспринимается свыше как сладчайший стон невесты.

150 архиереев русской православной церкви с воздыханиями неизреченными (прощай,

приход, пузатая стихия) последовали на Соловки... “Кто отлучит нас от любви ко

Господу нашему Иисусу Христу? — пели светлые невесты, облекшись в белые одежды.

— Ни гонения, ни скорбь, ни теснота, ни нагота, ни меч, ни жизнь, ни смерть...

Никто и никогда!”

“Мы не знаем, как и о чем молиться” (Рим.8:26)... В опровержение готовых схем

(молитва словесная, живая, созерцательная, умная, непрестанная, Иисусова...),

дзеновский голос нагой невесты: “Я не знаю, как и о чем молиться!.. Ты молишься

во мне воздыханиями неизреченными!..” Испытующий сердца знает... И этого

достаточно. И что нет на земле ни одного заступника, и что наг ты в своих ранах,

и никто не разделит, не услышит боль твою, то не беда: “Он ходатайствует за

святых по воле Божией” (Рим.8:27). Утешительный дзен, неприступные высоты!

Унылый брат, тебя терзает скорбь, саможаление, растерянность, беспутство...

Стань любящим! Любящему все содействует ко благу. Люби! Живи одной любовью к

Нему и ближним — и больше ничего не нужно. Любовь увенчает, подаст знание...

Придет, наставит, откроет врата премудрости, распахнет двери дома Божия. И

встретит нас, как свобода, “радостно у входа, и братья меч нам отдадут...”

Что собирал по крупицам — рассыпалось в прах. Лавсаики, патерики... Готовые,

прошедшие свой путь, донельзя привычные святые — цветы Бога небесного. Летай по

ним, как пчелка, собирай мед в душевный улей.

Собирал, летал и... улетучилось как дым... Так пожелал мой Возлюбленный.

Принимаю каждое Его “аминь” — в ответ на Мое “да”, истомившееся, последнее, в

любви... Когда двери для меня закрылись — отверзлись окна... И когда я потерял

учителя — стал истинным учеником.

Страждущий Агнец, если Ты хочешь, чтобы я стонал, прими мой стон, как маленькую

жертву, как стон любви...

05.07.97

Медоустая трапеза, или Евангелие восторженного осенения. Христианский дзен в

Новом завете

Браво, Павел, святой апостол христианского дзена! Ты мог бы благовествовать и

“по готовому” — “там, где уже известно имя Христово” (Рим.15:20)... Две тысячи

лет, облагая нас минными полями фарисейских страхов, церковь учит, будто

созидать надо, держась за старые ориентиры, основываясь на уже известном, кем-то

совершенном, испытанном. Апостол понимает благовествование противоположно

ветхозаветному и христианскому фарисейству. “Не там, — говорит он, — удел

благовествовать мне, где уже известно имя Христово”, — где вера стала привычной,

ординарной, очевидной. Подобное именует он “созидать на чужом основании”, что

презренно и ничтожно, до пошлости очевидно и по обывательски правильно!.

Напротив, в церкви Христовой нет места привычному, трафаретному и бездарному. В

том-то и тайна распространения Евангелия Христова, что основание его всегда

новое, чистое, небывалое и невиданное доселе. Абсолютное опровержение канонов,

типиконов, привычных норм — всего того удобного хлама, который фарисей кладет

себе под теплую подушку, под метровую перину юстинианских кодексов, догматов и

законов, предписанных “от века”. И не продышаться... Нет места для тебя, сироты,

ни слова, адресованного в твое истерзанное сердце, и не достучаться до личной

боли, и никто не откликнется... Пустыня...

Христианство начинается за пределами привычного, учит апостол. Можно, конечно,

благовествовать и там, в долине, — уже привычными путями, следуя привычным

начертаниям — но не велико такое благовестие пред Богом!