Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

и хоругви”. Апостол утверждает другое: чтобы стать

христианином, надо пройти сквозь море. Не в смысле исторической реминисценции

(воспоминание о том, что три тысячи лет назад иудейское племя, гонимое от

фараона, чудом прошло сквозь раступившуюся морскую стихию), но сейчас, в

настоящем, пройти сквозь море и креститься не в православном храме и не в

сентябрьской Оке, и не под прекрасную молитву пастыря, священника и проч., но

креститься в облаке!

Абсолютный дзен! Креститься в море! И как же христианам, когда дворы их один от

другого за тридевять земель, когда не находят ни слова общего, питаться одной и

той же духовной пищей? Или каким образом пить из духовного камня, именуемого

Христом (1Кор.10:4)? Разве не абсолютный дзен?

Учителя проповедуют вероучение, священники совершают таинства на христианской

ниве... Кто-то приводит в храм, кто-то учит о Его любви, кто-то ставит Его

портрет в кафе, кто-то лобызает Его иконку во время вечернего богослужения...

Апостол учит о другом: пить из Него как из духовного камня (1Кор.10:4). Таково

духовное питие. Понять этот язык может только юродивый — невеста. Потому не

станем искушать Христа довольством и сытостью, возможностью стяжать венец без

откровения любви; без угашения стрел святой водою источника, бьющего в сердце;

без того, чтобы терпеть и кричать из последних сил, и принять на себя образ

пустыножительной невесты. Не станем искушать Христа, полагая возможным

христианство здравомысленное, очевидное, по приходскому упорядоченное “рядовое

воскресение”!

Абсолютно неподражаемая Евфросиньюшка и ее дзеновский наставник-целитель игумен

Амфилохий. В шестьдесят лет его выкуривают из лавры, и штатный архимандрит

попадает в психушку в новом для себя статусе “буйно-помешаного”. Новая

окружающая лжебратия (психопаты) выбивают ему зубы, после чего он, исцелив

пятерых буйнопомешанных, приглашается директором клиники и уполномоченным по

делам религии... стать начальником отделения психушки! Духовник дочери Сталина

Светланы Аллилуевой, целитель-костоправ, любитель голубей...

Абсолютно неизъяснимая тайна стяжания Святого Духа! Евфросинья была без ума от

Амфилохия. На могиле его творились чудеса. Мария Орловская была его любимой

ученицей. А один милый священник, которого мы посетили в годы странствий с отцом

Ильей, отозвался об Амфилохии: “Ничего особенного. Приехал я к нему за две

тысячи верст, а он мне: “Пить будешь?” Я и удрал тотчас же”. Кому как

откроется... Другой старец, Святополк (Кукша), любил принимать обожателей своих

в записаных штанах, чтобы только в белых одеждах войти в Царствие. Не юродивый

ли?

Без юродивой безуминки не постичь Христа.

07.08.97

Я бы хотел положить руку тебе на сердце...

Благодать отступила — и веры никакой. Исчезла, стушевалась.. Три призрака над

деревенским кладбищем... Что это? Куда протягивается моя рука? Почему миллионы

воплей кричат в моем сердце? Кто вы, терзающиеся во мне? Почему нет мне покоя,

нет мира?

О Нем ничего нельзя сказать и Его нельзя знать. И кто говорит, что знает Его —

безумец. Но тот, кто следует пути и не познал Его — вдвойне безумец.

Никого у двери Царствия... Пустыня для миллионов.

Сеется доброе. Но в ночи приходит дьявол, и сон непреложен. Попробуй не спи...

Гефсимания для одних — кровавый пот соискупительного действа; для других —

тяжелое облако гипноза, смежающее очи. Преступно, невозможно! Искушения от врага

непреложны, как обязателен сон для души человеческой. И когда люди спали, пришел

враг и посеял между пшеницею плевелы, и ушел...

Как верно, как аболютно достоверно Господь отметил его повадки! Как вор, пришел

в ночи, посеял плевелы помыслов и сгинул, чтобы никто его не видел и не узнал в

лицо, и не усмотрел дел его. ...А дальше прорастает ядовитая зелень, и на нее

падает Божия роса, и ее капли сверкают в лучах утреннего солнца... И Божие поле

превращается в пустыню. Добрым семенам приходиться делиться влагою, пищею с

ядовитыми ростками.

Тебе нужна опора на старца? Бог пошлет тебе старца. Но однажды отнимет... Старец

приоткроет небо — Бог его откроет. Чтобы перейти от приоткрытого к отверстому —

отнимется и старец...

Кафизма против помыслов прекрасна. Канон Богородице, рекомендуемый великим

старцем Гавриилом Седмиезерским при искушении, целителен. Но дьяволу дано

ввергать в сон, и сеять плевелы среди Божиих семян... Почему в притче не

упоминаешься Ты, Сеятельница обетованного потомства-семени? Почему нет речи о

Тебе, Сокрушительница