Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

Об истинном

апостольском благовестии Павел говорит словами Исаии, цитируя великого пророка

не дословно (по-протестантски), а в духе: “Многие народы приведет Он в

изумление...” (Ис.52:15), — утверждая Евангелие восхищения, изумления,

удивления, пишет Исаия.

Изумление народов связано с грядущим знамением: откровением Его вселенской

славы, Его всечеловеческой любви, одинаково близкой всем народам! Знамение это

будет столь красноречиво, что язычники увидят то, что не было сказано доселе

(15:21), и у царей закроются уста пред Ним... И те, кто отрицал Его как Бога,

онемеют от восторга, и не смогут сказать ни слова.

Евангелие восторженного осенения... Евангелие священного безмолвия, когда

закрытые уста говорят больше отверстых — языком сердца, и око видит не то, что

положено и предписано “по ранжиру”, спущено из фарисейской курии по предписанию

“Святого Престола”, надзирательского ока (слышите, как учили великие Исаия и

Павел — увидят то, о чем не было сказано прежде — 15:21), но то, что больше

очевидного, больше в сумме достигнутого опытом предшественников. И узнают не то,

что ызнали прежде (сложившийся стереотип священника как ревностного хранителя

бывшего откровения,) — но то, чего прежде не слыхали (Ис.52:15)..

Чего же не знали о Нем народы? Изумятся правители земные и онемеют (там же) от

восторга, когда увидят Его преображающимся на престоле — Агнца и Царя, и узнают

то, чего не слышали: что Христос не христианский только Бог, но Отец нового

человечества, и что языческие дворы, доктрины и религии принадлежат Ему.

Что касается современных фарисеев... Попробуйте сказать им, что вы хотели бы

знать нечто большее, чем было известно доселе, и видеть то, чего не видели

отцы-пустынники, что вы сподобились откровения большего, чем Исаия-отшельник или

какой-нибудь авва IVв. из египетской пустыни; что видение Христа приводит вас в

изумление и что вообще образ живой веры, запечатленный от Исаии до Павла —

восхищение, трепетный восторг, видение и непрестанно умножающееся знание...

Абсолютный, чистейший дзен!

А каким опровержением фарисейской чопорности служат слова апостола, простые и

прекрасные: “Не дождусь часа, когда наслажусь общением с вами” (Рим.15:24) — в

опровержение монашествующих недотрог, когда по уставу не положено обмолвиться и

словом за трапезой, когда проходишь мимо, не ожидай ничего, кроме искушения, от

ближнего (потенциальный враг, тот, через кого действует супротивный дух!)...

Павел — не дождется часа, когда насладится общением святых в церкви.

Таинственный язык невест! Как они счастливы сидеть вокруг Возлюбленного и

внимать Его словам! Павел Флоренский в “Столпе” пишет, как тянулся к старцу:

выпить вместе чай, насладиться его обществом безмолвно... Общение святых не

только возможно, оно блаженно, несет наивысшую усладу. Если видеть друг друга

очами Божиими, если стать как Господь и Божия Матерь друг для друга, если верить

небывало, свыше, если принять горние образы и стать носителем их, — можно

облечься в апостольскую высоту общения и достичь ступеней братолюбия и дружбы,

каких еще не знало человечество. Не они ли лягут в основание грядущей

цивилизации любящих и сочетанных, знающих и претворяющих Евангелие?

Небывало учит апостол о Святом Духе! В опровержение стереотипов (“благодать

Святого Духа”), Павел учит о любви как свойстве Духа Святого и против

фарисейского штампа (“молитесь о спасении и о прощении грехов ближних”)

выдвигает неслыханный, дзеновский и чисто ангельский мотив: силою Его любви

подвизаться в молитве друг за друга (Рим.15:30).

Не о “спасении и прощении” просить (через запретное видение грехов), но любовь

между нами такова, что позволяет подвизаться в молитвах за себя и ближнего!

Какой неслыханный, новый образ молитвы, близкий сиротам, входящим в третье

тысячелетие! Это уже не дольняя, безликая, рабская, рыбья молитва о прощении, о

нуждах — молитва как излияние любви от невесты к душе-невесте, от уст к устам,

как медоустая трапеза...

Как чист и девственен фон апостольского послания! И что ни слово — опровержение

штампов и уставов. Нет, Павел основывает дело свое не на готовом и привычном —

на небывалом, новом и таком превечном основании!

“...Стояли вне дома, желая говорить с Ним...” (Мф.12). Опять ситуативный дзен.

Несущественно, что за толпа стояла вне дома, не в силах войти. Парадокс в самой

ситуации: если хотят говорить с Ним, пусть войдут! Но нет, войти не могут:

совесть не велит, вера слаба, любви