Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

Моей любви — не личными заслугами и

добродетелями, не подвигом веры, не аскетизмом и не мученичеством оправдываются

христиане: единственно любовью. На Моем суде будет применено одно мерило:

степень открытой и искренней любви ко Мне. Им оправданы одни и осуждены другие.

Призванных (Рим.8:28) в брачные чертоги прославлю. Любящим и знающим (там же)

явлю Свою таинственную славу. Не постящихся, молящихся, чудотворящих и

монашествующих, стесняющих себя, борющихся со страстями Я обещаю ввести в славу

— любящих и сочетанных, открытых Мне, и обращенных, стремящихся идти путем,

подобным Моему!

Дитя Мое, если Я свяжу Себя с тобой узами любви, Я уже не отрекусь от Своей

невесты, Я пройду с ней вместе скорбный и блаженный путь. Воскликни вместе с

апостолом: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим.8:31) И помысли, с кем Я? — с

читающими из книги жизни, с сочетанными со Мною. Не всегда с теми, кто полагает

себя избранным, особым и призывает имя Мое на поле внешней или духовной брани,

но с теми, кто, как дитя, нуждается в Моем отеческом водительстве или кому, как

невесте, определен пути любви. Ей предстоит познать, как верен ее Суженый. Какая

сила утверждается любовью, если ничто не может ей противиться!

Примерь три венца. Любящий — побеждает; знающий Меня — увенчивается. Как

превосходны Мои жениховские узы и как прекрасен завет, возобновляемый с каждым

из Моих возлюбленных! Прими кольцо в знак верности. Неотступно пребудь со Мною,

и однажды тебе примерится венец чистой девы, подтвердившей верность Жениху.

Дитя Мое, сколько слез, отчаяния, негодования и счетов! Вчитайся в Послание к

Римлянам, 8:35: Кто отлучит нас от любви Христа? Этим стихом ты вступаешь в

заповедную сферу духовной веры. “Ни жизнь, ни смерть” (Рим.8:31), ни искушения

не отнимут у тебя Моей любви. Если открыто небо — никто и никогда! Скорбь

отлучает?.. Светлая — преображает, призывает стать еще ближе! Теснота

предписывается Моему ученику — стеснение сердца, гнет внутреннего человека,

гонения от фарисеев: Агарь восстанет на Сарру, ничего не наследующая на

Рождающую бесплодную. Я помещу тебя в пустыню и попущу самому дьяволу искушать

тебя трехкратно, после чего ты выйдешь непобедимым в брани воином, познав на

себе через силу его ударов, не только Мой, но и его язык..

Гонения не разлучат нас. Оставленный, ты еще дерзновеннее устремишься в Мои

объятия и скажешь: “Небесный Царь! Я счастлив, когда ты вспоминаешь обо мне и

посещаешь узника в неволе”. Голод — жажда быть посещенным и объятым, нагота

(Рим.8:35) — открытость Твоих ран, юродство — наше сокровенное общение...

Опасность (там же) — исход, путь в пустыне, где подстергают звери-искушения, где

не работает ни одна готовая схема: необходимы дерзновение и риск. И меч

(Рим.8:35) — последний опыт: победа над страхом смерти, посвящение в невесты и

окончательное разделение с миром...

Скорбь и недолгая разлука усиливают узы.. Сытость и непрестанное общение их

ослабляют. Таков мистический язык Возлюбленного, и другого нет. Так Я пожелал

доказать и подтвердить тебе завет Моей любви. Познай язык Мой и смирись, дитя

Мое'.

4.06.97

Есть наставничество без готовых путей

О эта царская растерянность! Я ни на что ее не променяю. Я совершенно растерян.

Я потерял образы к тому, чтобы обрести новые. Я растерял последнее, чтобы

обрести драгоценную жемчужину. В совершенной растерянности оттого, что

выхватывают из рук, берут последнее; что покупал втридорога — платят втридешево.

О эта несказанная, застенчивая, целомудренная растерянность! Кризис старых путей

— невозможность идти, как шли, и невозможность идти иначе... Одинаковая

невозможность наследовать и изменить отцу. Сын ведь чем-то отличается от отца и

вместе одно с отцом. Эта растерянность Его, возопившего с Креста: “Почему

оставил Меня, Отче?” Эта растерянность, дарующая близость, какой не бывает между

людьми, какая только между лицами Пресвятой Троицы.

Узколобые тупицы знают, куда идут. Однако их уверенная ограниченность приводит к

тупику и кризису. Небесная растерянность — как последняя распыленность и крайняя

нищета, круглосуточное стояние с протянутыми руками: Господи, ничего у меня нет,

ничего не знаю. Только Ты. Укажи... Не отними только последнюю способность

простирать к Тебе руки и верить, хотя бы издалека. И если в сизом вечернем

тумане — не забери света желтых фар у автомобиля...

И если красться во тьме — не отними интуиции, иного зрения. Не отними

последнего, того, что поддерживает,