Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

истинная жизнь

есть озарение любви, и осознание того, что прежде спал — не перешел еще в

любовь!.. И понимание Креста, как несение любви. Что может быть прекраснее

Евангелия? Ничего!

Я решил быть чуть меньше логичным, чуть меньше требовательным, чуть меньше

деспотичным, для этого — чуть больше сумасшедшим... Педагогического таланта у

меня нет. Стоит передо мной брат, 20 раз нарушивший послушание. Ну что с него

взять? Ну, юродивый, ну блаженный... Христос так говорит с ним. Это я перед

Господом такой!.. Надо усвоить абсолютно непостижимый дзеновский язык: и идиота

простить, и колдуна объять любовью. К каждому ближнему относиться как к

юродивому, спящему на горе яичных скорлуп.

Человек — заповеданная тайна. Он имеет право хотя бы на то, чтобы на него

смотреть как на калика перехожего, даже если он штатный профессор богословия или

монах с 50-летним стажем. Надо смотреть как на должное на любое проявление

идиотизма, беспардонщины, безобразия, непослушания. Смиряться, терпеть и

смеяться над всем этим. Стать юродивым. Тогда мир сохраняется. Садятся ближние

на голову — благодари. Обижаются — проси прощения. Божия Матерь говорит, что

ближних надо видеть, как светлых ангелов...

Что я могу предъявить брату, который не может послушание нести? А может завтра

он отдаст жизнь за меня? А может он предназначен к тому, чтобы умереть с четками

в руках?.. Богу одному известно и понятно. Священник — самое неподвижное, самое

закоснелое существо. Дубовый шкаф, в котором сидит молитвенное привидение и

целый день дудит Господу молитву, перебирая четки.

К человеку обязательно нужно относиться с какой-то юродивинкой, с какой-то

непостижиминкой, лаской неземной. Что и позволяет видеть его постоянно очами

Божией Матери. Представьте деловую беседу. Ее ритм тотчас вовлекает вас в

человеческое. А Господь послушает и скажет: “Отойди от меня, сатана! Ибо

говоришь человеческое, а не Божие”. Чтобы постоянно находиться в диалоге о

Божием, необходимо каждым словом опровергать самого себя — то, что ожидают от

тебя услышать.

Сколькие, например, запрещают себя любить. Но нужно эти сети рассечь и возлюбить

того, кто запрещает. Сколькие запрещают себя прощать — простите их. И не

прощайте тех, кто требует прощения... Расторгайте любые сети!

Отцы были абсолютно непредсказуемы! Одному уделит трое суток, на руках носит и

целует раночки. Другого отец и не подпустит, скажет: “Иди своей дорогой”.

Почему? Богу одному известно. Почему преп. Серафим 1000 дней простоял на камне?

Серафим знает.

Ну что я о нем знаю?.. Можешь 17 лет знать человека и — ничего не знать... Но

знаю, что Господь живет в нем и что-то хочет мне сказать, и он любит меня, а я

люблю его. Кто он? Откуда он пришел? Куда идет? Что хочет сказать? Каков его

мир? А можно ли мне вникать в его мир, если этот мир запретный, мир внутренний,

мир колдовской?.. И вникать нельзя, запрещено, и не вникать нельзя, ничего не

поймешь... Надо принять как есть — и нельзя принять как есть. Ничего нельзя

понять! Но в том-то и суть — с этого начинается христианство! А прочее, так себе

— ничто.

Во мне вихри проносятся, свистопляски демонские, суховеи пустынные... И только

тогда замолкают, когда я цепляюсь за Его любовь и знаю, что Он в пустыне ждет

меня!.. Как того, исцеленного, которого фарисеи выгнали пинками с лютой злобой.

А Господь его встретил с такой нежной любовью... Фарисеи меня дважды выкинули

вон из храма. А Господь сторожит и встречает!.. Я Ему: “Господи, меня и Папа не

принял, и Алексей Ридегер вышвырнул вон!..” А Он с такой нежной любовью смотрит

на меня: “Ну теперь ты понял, что Я тебя люблю? И ты увидел Меня! Понял, что

тебе не нужен никто, кроме Меня?.. Я пожелал, чтобы ты претерпел от старейшин,

книжников и первосвященников. И был убит, и на третий день воскрес...”

Ошеломляющее сегодняшнее Евангелие! И “начал открывать ученикам Своим...”

(Мф.16:21), что Он должен подняться в Иерусалим и пострадать от священников,

книжников и богословов, и быть убитым, и воскреснуть на третий день... И Петр

кричит Ему: “Нет, этого не может быть! Абсолютно невозможно!” Встреча со Христом

— какое безумие, если ключарь номер один и призванный глава церкви, которому

дана власть вершить судьбы, прекословит Ему! “Отойди от Меня, сатана!”

Он говорит тому, в котором видел Свое наследие и которому поручил церковь! Кому

Он говорит? Или это Петр, сидящий внутри Него Самого? Или Петр внутри меня?..

Как же так вышло, что церковь отказалась