А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 3)

а в следующий

момент мертв. В нем есть своя градация.

ГЛАВА 3. О СМЕРТИ СОЗНАНИЯ

Где тот момент, когда человек перестает выживать и

начинает умирать? Эта точка разграничения - не смерть, как

мы ее понимаем. Этот момент отмечен тем, что можно было бы

назвать смертью сознания * (сознание: восприятие и знание

происходящего сейчас) человека.

Сильнейшее оружие человека - его разум * (разум: способность

мыслить, строить суждения, делать выводы). Не имея клыков,

панциря и когтей, как многие животные, человек всегда

полагался на свою способность мыслить, чтобы обеспечить свое

выживание.

Выбор способности мыслить в качестве главного оружия

оказался удачным. В награду человек получил земное царство.

Разум - великолепное оружие. Животное, с его клыками,

панцирем, когтями, располагает фиксированным набором оружия,

который оно не может изменить. Оно не может приспособиться к

изменяющейся окружающей среде. А чтобы выжить, исключительно

важно изменяться, когда меняется окружающая среда. Любой

вымерший вид вымер потому, что он не смог измениться и

установить контроль над новой средой. Разум в значительной

степени исправляет это несовершенство. Ибо человек может

создавать новые орудия труда, новое оружие и новую

окружающую среду. Разум дает ему возможность измениться

самому, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Разум

поддерживает в нем способность сохранять контроль над новыми

условиями окружающей среды.

Любое животное, которое просто подстраивается под окружающие

обстоятельства, обречено. Окружающая среда быстро меняется.

Животные, которые контролируют и изменяют окружающую среду,

имеют наилучшие шансы выжить.

Единственный способ создать коллективистское государство -

это убедить людей в том, что они должны подстроиться и

адаптироваться, подобно животным, к какой-то неизменной

окружающей среде. Людей надо лишить права индивидуально

контролировать свою окружающую среду. Тогда их можно

поделить и согнать в группы. Они становятся собственностью,

а не хозяевами. Разум и право мыслить разумно должны быть

отобраны у них, так как право самостоятельно решать, как

взаимодействовать с окружающим миром, является центральным

для разума.

Человеку противодействуют и силы природы, и человек. Главная

мишень врагов человечества и отдельного человека - его право

и способность рассуждать.

Грубые и слепые силы природы, ураганы, холод и тьма давят на

человека, он бросает им вызов, и тогда, нередко, они

разрушают его разум и тело.

Но точно так же, как бессознательность * (бессознательность:

состояние, при котором организм утратил координацию только в

своем аналитическом процессе и в управлении моторными

функциями), даже если она длится мгновение, всегда

предшествует смерти, так и смерть разума всегда предшествует

смерти организма. Этот процесс может продолжаться достаточно

долго, - и полжизни, и даже дольше.

Вы когда-нибудь обращали внимание на живость реакции

молодого человека в его схватке с силами, которые враждебны

жизни? И наблюдали совсем другое у стариков? Вы обнаружите,

что единственное, что пострадало, - это способность разумно

мыслить. К середине жизни с большим трудом человек

приобретает жизненный опыт, и на этом опыте он пытается жить

дальше. Всем известна истина, что молодость при малом опыте

быстро соображает, а старость, имея большой опыт, думает

медленно. Рассуждения молодости далеко не всегда

безошибочны, так как она пытается делать выводы, не имея

достаточно данных.

А теперь представьте себе человека, который полностью

сохранил способность мыслить и в то же время имеет большой

жизненный опыт. Представьте что наши седовласые старцы могут

мыслить со всем энтузиазмом и энергией молодости, и при этом

располагают всем своим опытом. Старость говорит молодости:

У тебя нет опыта . Молодость говорит старости: Ты не

умеешь смотреть в будущее. Ты не только не примешь, но даже

не станешь рассматривать новые идеи . Бесспорно, идеальным

для человека было бы совместить жизненный опыт старости с

энергией и полетом мысли молодости.

Вы, может быть, говорили себе: Да, у меня большой жизненный

опыт, но чего бы я только ни дал за крупицу того энтузиазма,

который у меня был когда-то . Или простились со всем этим,

сказав, что вы утратили