Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

/>

Это один род нездоровья. Но есть и другой. Я-организация и астральное

тело могут быть удерживаемы от того, чтобы осуществлять и ту свободную связь

с телесным, которая обусловливает в здоровом состоянии самостоятельное

чувствование, мышление и воление. Тогда в тех органах или органических

явлениях, к которым дух и душа не имеют доступа, здоровые процессы

разворачиваются сверх той меры, которая положена организму. И для духовного

созерцания в этом случае становится ясно, что физический организм отнюдь не

просто выполняет безжизненные процессы внешней природы. Физический организм

пропитан эфирным организмом. Сам по себе физический организм никогда не смог

бы вызвать феномен самоисцеления. Таковой вызывается (возгорается) в эфирном

организме. Но тем самым здоровье познается как состояние, которое имеет свой

источник в эфирном организме. Поэтому исцеление должно состоять в лечении

эфирного организма*.

________________

* Сравнение сказанного в Первой главе с содержанием Второй главы

особенно важно для понимания дальнейшего изложения.


ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНИ

Невозможно прийти к пониманию ни здорового, ни больного организма

человека, если представлять себе, что характер действия какого-либо

вещества, воспринятого в пище из внешней природы, просто сохраняется и во

внутренней среде организма. Ибо речь здесь идет как раз не о сохранении, но

о преодолении того действия, которое наблюдается у веществ, находящихся вне

человеческого организма.

Заблуждение, будто вещества внешнего мира продолжают действовать так же

и внутри организма, возникает от того, что так кажется привычному

химическому способу мышления. А последнее вследствие химических исследований

попросту предается вере в то, что, к примеру, водород наличествует в

организме в таком же виде, что и во внешней природе, раз мы сначала находим

его в еде и питье, а затем в продуктах выделения - в выдыхаемом воздухе, в

поте, моче, кале - и в продуктах внутренней секреции - например, в желчи.

Сегодня не чувствуют никакой необходимости ставить вопрос, что же

произошло в самом организме с тем, что предстает как водород до попадания и

после выхода из организма.

Не ставят вопроса: что претерпевает в организме то, что вовне предстает

в качестве водорода ?

Если же поднять этот вопрос, то тотчас же оказываешься принужден

направить внимание на различие между спящим и бодрствующим организмом. В

спящем организме его вещественность не образует основы для развертывания

сознательных и самосознающих переживаний. Но она образует основу для

развертывания жизни. Спящий организм в этом отношении отличается от

мертвого, вещественная основа которого уже не может быть основой для жизни.

До тех пор, пока это отличие будут искать только в составе веществ мертвого

и живого организма, не продвинутся в понимании этого вопроса.

Около полувека назад известный физиолог Дю Буа Реймон указал на то что,

что никогда не удастся объяснить сознание исходя из действий веществ. Он

сказал, что никто и никогда не сможет понять, почему это вдруг определенному

набору атомов углерода, кислорода, азота и водорода должно быть

небезразлично, как они располагаются, как они были или будут расположены, и

почему изменение их взаиморасположения в человеке вызывает вдруг ощущение:

'я вижу красное; я вдыхаю аромат розы'. Таким способом, - считал он, -

естественно-научное мышление никогда не сможет объяснить бодрствующего,

ощущающего человека; так можно объяснить только спящего человека.

Но и эта точка зрения ведет к иллюзии. Дю Буа Реймон все же верил в то,

что исходя из образа действия самих веществ возникают если не феномены

сознания, то хотя бы феномены жизни. В действительности же, сказанное им в

отношении явлений сознания следует отнести равно и к феноменам жизни: почему

это определенный набор атомов углерода, кислорода, азота и водорода в

зависимости от того, как они располагаются, как они были или будут

расположены, могут