Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

осознают в себе нечто, что является чисто духовным, о чем в

непосредственном сознательном переживании на опыте узнают, что оно не имеет

ничего общего с переживанием через посредство телесности. Тем самым вступают

в жизнь, которая является жизнью духа человека среди других духов. В

инспирации духовные существа мира открывают себя; в интуиции дух человека

живет вместе с этими духовными существами.

Благодаря этому достигают признания четвертой сущностной части

человека, подлинного человеческого 'Я'. И вновь обнаруживают, что земная

вещественность, включаясь в ткание и бытие 'Я', еще дальше отчуждается от

физического бытия. Сущность, которая воспринимает эту вещественность, -

'Я-организация' - является прежде всего той формой земных веществ, в которой

они более всего отчуждаются от своего земно-физического характера.

Познаваемые указанным образом 'астральное тело' и 'Я' иначе связаны с

физическим телом человека, чем эфирное тело. Инспирация и интуиция

показывают, как во сне 'астральное тело' и 'Я' отделяются от физического и

эфирного тела и что только в бодрствующем состоянии наличествует целостное

человеческое существо как полное взаимопронизание четырех членов

человеческой природы.

Во сне физическое и эфирное тело человека остаются в физическом и

эфирном мире. Но они находятся тогда не в том положении, в каком находится

физическое и эфирное тело какого-нибудь растения. Они несут в себе

последствия астральной сущности и сущности 'Я'. И в то мгновение, когда они

уже больше не могут нести в себе эти последствия, должно наступить

пробуждение. Человеческое физическое тело никогда ни должно подлежать одним

лишь физическим воздействиям. Вследствие этого они бы разрушились.

Однако, инспирация и интуиция показывают еще нечто иное. Физическая

вещественность испытывает существенное преобразование, попадая в ткание и

жизнь эфирного. И жизнь зависит от того, что органическое тело вырывается из

земного бытия и строится уже исходя из внеземной вселенной. Само это

строительство телесного ведет, однако, лишь к жизни, но не к сознанию и не к

самосознанию. Ибо для этого астральное тело должно построить себе

собственную структуру ('астральную организацию') внутри физического и

эфирного; тоже должно совершить и 'Я' - а именно, построить присущую ему

структуру -- 'Я -- организацию'. Но и этом строительстве нет места для

сознательного раскрытия душевной жизни . Для такового необходимо, чтобы

строительству было противопоставлено разрушение. Астральное тело строит свои

собственные органы; но оно же занимается и их разрушением, когда позволяет

ощущающей деятельности разворачиваться в сознании души. 'Я' строит свою

собсвенную 'Я -- организацию'; и вновь ее разрушает при активизации волевой

деятельности в самосознании души.

Дух раскрывается в существе человека на основе не построения, но

разрушения веществ. Там, где в человеке надлежит действовать духу, там

вещество должно отступить от собственной деятельности.

Само становление мышления внутри эфирного тела основано не га

продолжении эфирного бытия, но на его разрушении. Сознательное мышление

осуществляется не в процессах органического формирования и роста, но в

процессах разрушения формы и увядания, отмирания, которые непрерывно

вчленяются в эфирное бытие.

В ходе сознательного мышления из процессов телесного формирования

высвобождаются мысли, которые в качестве душевных форм переживаются

человеком.

Когда смотрят на человека с точки зрения такого познания, становится

ясно, что человека в целом и всякий его отдельный орган можно постичь только

тогда, когда знаешь, как действуют в нем физическое, эфирное, астральное

тело и 'Я'. Есть органы, в которых по преимуществу деятельно 'Я'; есть и

такие, в которых 'Я' действует меньше, зато преобладает физическое начало.

Постичь здорового человека можно лишь познавая, как высшие члены

человеческого существа овладевают