Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

попадают в этот процесс, они воспринимают такое

бытие, посредством которого они отчуждают себя от физической природы. По

ходу этого отчуждения они вступают в тот мир, где навстречу им выступает

духовное, которое преобразует их в духовное бытие.

Постижение эфирно-живой сущности человека, описанное здесь, есть нечто

совершенно иное, чем ненаучное утверждение о какой-то 'силе жизни', которое

еще в середине девятнадцатого века служило весьма расхожим объяснением живых

тел. В нашем случае речь идет о действительном созерцании - о духовном

восприятии - того сущностного начала, которое наличествует в человеке и во

всяком живом существе так же, как и физическое тело. Этого созерцания не

достигнуть обычным мышлением - путем неопределенного нанизывания мыслей одна

на другую; его также не измыслить с помощью силы воображения как некий 'иной

мир'; только путем совершенно определенного и точного метода можно развить

способности человеческого познания, и это развитие принесет тогда опытное

знание о более обширном мире.

Упражнения, ведущие к более высокой способности восприятия, могут быть

продолжены и дальше. Если вначале мы применяли повышенную душевную силу для

сосредоточения на мыслях, которые ставились в центр сознания, то теперь эту

укрепленную силу можно применить к тому, чтобы гасить, подавлять внутри

сознания достигнутые нами имагинации (образы духовно-эфирной

действительности). Тогда достигают состояния полностью пустого сознания. Это

состояние просто бодрствования без того, чтобы это бодрствование имело

поначалу какое-либо содержание. (Более точное описание этого познавательного

шага можно найти в вышеупомянутых книгах). Однако, далее такое бодрствование

не остается бессодержательным. Ибо это опустошенное от всех физических, но

также и от всех эфирно-образных восприятии сознание наполняется затем

содержанием, которое струится в него из реального духовного мира, точно так

же, как впечатления физического мира притекают к физическим органам чувств.

Посредством имагинативного познания знакомятся со второй сущностной

частью человеческого существа; посредством наполнения опустошенного сознания

духовным содержанием узнают о третьей его части. Антропософия именует

познание, осуществляемое таким способом, познанием через инспирацию.

(Употребляемые нами слова не должны вводить в заблуждение; они заимствованы

из принадлежащего к древним временам инстинктивного способа взирать в

духовные миры; то же, что мы подразумеваем здесь этими словами, говорится в

научно точном смысле). Мир, в который получают доступ посредством

инспирации, антропософия называет астральным миром. - Говоря об 'эфирном

мире', как здесь о нем сказано, имеют ввиду действия из мирового окружения

на землю. Когда говорят об 'астральном мире', то в соответствии с

восприятиями инспирированного сознания, переходят от наблюдения действий

мирового окружения к определенным духовным сущностям, которые проявляют себя

(sich offenbaren) в этих действиях - так же, как в силах, исходящих от

земли, проявляются земные вещества. Как при чувственном взгляде на ночное

небо говорят о звездах и созвездиях, так в этом случае говорят о действующих

из мировых далей конкретных духовных сущностях. Отсюда выражение 'астральный

мир'. В этом астральном мире находится третья часть человеческого существа:

его астральное тело.

Земная вещественность втекает также и в астральное тело человека. Тем

самым она еще дальше отчуждается от своего физического существа. - Подобно

тому, как человек сходен своим эфирным телом с миром растений, так своим

астральным телом он схож с животным миром.

Собственно же человеческая сущность, которая поднимает человека над

животным миром, познаваема только с помощью еще более высокого рода

познания, нежели инспирация. Антропософия называет этот род познания

интуицией. В инспирации открывает себя мир духовных сущностей; в интуиции

отношение познающего человека к этому миру становится более тесным.

Полностью