Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

/>

устройства (Кonstitution), то при подлинном познании этого устройства

возможно вынести вовне, из всего человека или из целой человеческой группы

такие движения, которые являются действительной зримой речью или видимым

пением. При этом в движениях будет столь же мало произвольного, сколь мало

произвольного в самом языке. Как в отдельном слове невозможно произнести,

интонировать 'о' там, где должно звучать 'и', так же в эвритмии для 'и' или

для музыкального (Сis) может существовать только один определенный

двигательный жест. Тем самым эвритмия является действительным откровением

человеческой природы, однако, откровением не бессознательным, каковыми

являются речь или пение, но таким, которое может быть сознательно развито

благодаря подлинному познанию человека.

Итак, на сцене движется человек или группа людей. Преобразованное в

видимую речь стихотворение одновременно декламируется вслух. Зритель слышит

и одновременно видит содержание стихотворения собственными глазами. Или на

сцене исполняется музыкальное произведение, которое опять же предстает перед

зрителем как видимое пение.

В эвритмии дается такая пластика движений, которая существенно

расширяет художественные возможности искусства.

Далее найденное в эвритмии художественным способом, как в искусстве,

может развиваться в двух направлениях. Одно из них можно назвать

педагогическим, учебным. В вальдорфской школе в Штутгарте, основанной Эмилем

Мольтом и работающей под руководством Рудольфа Штейнера, такая

педагогическая или учебная эвритмия преподается во всех классах наряду с

обычной гимнастикой. Следует учесть, что в привычной нам гимнастике

добиваются развития одной только динамики и статики физического тела. В

эвритмии же весь человек - тело, душа и дух - устремляется, изливается в

движение. Подрастающий человек чувствует это и переживает эвритмические

упражнения со всей естественностью как проявление всей человеческой природы,

то есть он учится эвритмии так, как в более ранние годы жизни он учился

говорить.

Другим направлением является терапевтическая эвритмия. Лечебная

эвритмия возникает тогда, когда жесты движений художественной или учебной

эвритмии, то есть такие, которые исходят из здоровой сущности человека,

модифицируют так, что они проистекают из природы больного человека.

Исполняемые таким образом движения действуют обратно на заболевшие

органы человека. Можно видеть, как исполняемые внешним образом жесты в

движении оздоравливающе влияют на заболевшие органы, если они точно

подобраны друг к другу. Поскольку этот способ воздействия на человека

посредством движения обращен и на тело, и на душу, и на дух, то он влияет на

внутреннее существо больного интенсивнее, чем все другие виды двигательной

терапии.

Но поэтому же лечебная эвритмия никогда не сможет быть любительским

делом.

Кроме того, лечебный эвритмист, который должен обладать глубокими

познаниями строения человека, может работать только в сотрудничестве с

врачом. Любой дилетантизм в этой области принесет один только вред.

Лечебно-эвритмическая терапия может проводиться только на основе

глубокого толкового диагноза. Практические успехи лечебной эвритмии следует

рассматривать именно как неотъемлемую благодатную часть представленного в

этой работе терапевтического образа мышления.




ХАРАКТЕРНЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ



В этой главе мы хотим описать ряд историй болезни из практики

Клинико-терапевтического Института в Арлесхайме. Они покажут нам, как при

помощи познания духовного в человеке можно пытаться обрести столь глубоко

проникающий образ болезненного состояния пациента, что уже сам диагноз

непосредственно учит нас, какое лекарственное средство необходимо применить

в этом случае. При этом в основу положена идея рассматривать процесс

заболевания и процесс выздоровления как части одного круга, одного

циклического процесса.