Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

В здоровом

состоянии активно духовное проявляется, прежде всего, в жизни мышления или

представления. Человек активизирует в себе представление о движении, - за

ним следует движение конечности. Сознание не погружается своим

представлением внутрь органических процессов, которые ведут, в конечном

итоге, к движению руки. Представление тонет в бессознательном. В здоровом

состоянии между представлением и самим движением выступает ощущение,

деятельное лишь душевно. Оно не пытается копировать телесно органическое. В

больном же состоянии именно это и происходит. Ощущение, в здоровом состоянии

переживаемое в отрыве от процессов физического организма, в болезненном

переживании с ними связывается.

Таким образом, процессы здорового ощущения и болезненного переживания

предстают в своем родстве между собой. Иными словами, должно существовать

нечто, что в здоровом состоянии связано с организмом не так сильно, как в

больном состоянии. Духовному созерцанию это нечто открывается как астральное

тело. Оно является сверхчувственным организмом внутри чувственного

организма. Либо астральное тело неглубоко (losе) внедряется в тот или иной

орган, -тогда оно возбуждает чисто душевное переживание, которое пребывает

само в себе и ощущается вне жесткой связи с телом. Либо оно интенсивно

внедряется внутрь органа, - тогда оно ведет к переживанию болезни. Захват

организма посредством астрального тела следует рассматривать как одну из

основных форм болезни, при которой духовному человеку приходится погрузиться

в свое тело глубже, чем это происходит в здоровом состоянии.

Мышление тоже имеет в организме свою физическую основу. Однако, в

здоровом состоянии мышление еще больше высвобождено из физического тела, чем

ощущение. Духовное созерцание находит помимо астрального тела особую

'Я-организацию', которая душевно свободно пребывает в мышлении. Если человек

интенсивно погружается своей 'Я-организацией' в телесное, тогда наступает

состояние, при котором наблюдение собственного организма становится подобным

наблюдению внешней природы. - При наблюдении какой-либо вещи или явления

внешней природы ясно, что мысль человека и наблюдаемый объект не находятся в

живом взаимодействии, но независимы друг от друга. А такое отношение при

наблюдении человеком, например, собственной руки наступает лишь тогда, когда

она парализована. Тогда становится она внешней природой. 'Я-организация' уже

не находится, как ранее, при здоровом состоянии, в свободной (losе) связи с

рукой, так что при движении она может соединиться с нею и сразу же вновь

высвободиться; она прочно погружена в руку и не может выбраться из нее.

И вновь явления здорового движения какой-либо части тела и парализация

движения предстают в родстве друг с другом. И ведь это видно вполне четко:

здоровое движение есть начинающаяся парализация, которая сразу же, в самом

начале прерывается.

Итак, в существе болезни как таковой следует видеть слишком интенсивное

связывание астрального тела или Я-организации с физическим организмом. Но

эта связанность является все же лишь усугублением той, более свободной

(loserе) связи, которая всегда наличествует в здоровом состоянии. Но ведь и

нормальное внедрение астрального тела и Я-организации в человеческое тело

сродни как раз не здоровым, но болезненным жизненным процессам. Когда дух и

душа в действии, они упраздняют нормальное устройство телесного бытия; они

превращают его в его противоположность. Но тем самым они направляют организм

по тому пути, на котором он склоняется к нездоровью. Обычно этот путь сразу

же после своего возникновения выправляется самоисцелением.

Определенная форма болезненного состояния возникает тогда, когда

духовное или душевное слишком глубоко врываются в организм, так что

самоисцеление вообще не может иметь места или наступает медленно.

Итак, причины этого вида нездоровья следует искать в духовном и

душевном человека. А исцеление должно состоять в высвобождении душевного или

духовного из физической организации.