Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

/>

стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь

тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе

растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к

отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного

организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в

формировании коры дерева.

У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс

выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому

в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в

ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь

имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция,

устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.

Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у

животного процессы выделения первого порядка - в сторону безжизненного -

дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у

растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному

как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения,

все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере

минерализации, - это предстает у животного в виде продуктов выделения из

пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по сравнению с процессом

осаждения, выделения у растений.

У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается

субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но

непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием

субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем

самым животное начало предстает внутри человеческого организма как

непрерывный процесс выделения.

При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления

(Absonderung) и образования форм из этого обособленного (Absordenten), равно

как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под

влиянием астральной деятельности. У человека к этому присоединяется

деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют

не прямо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, которая

длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне

проформирована, как это производят астральная организация и Я-организация,

продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, - в силу

некоей инерции.

Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной

лишь вегетативной деятельности организма. Астральная организация и

Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в

состоянии сна. Различие сна и бодрствования не

в том, что происходит чередование человечески-животной и

вегетативно-физической деятельности. Истинное положение вещей совершенно

иное. При бодрствовании - ощущающая субстанция и та, что способна быть

носителем самосознательного духа, временно извлекаются из целостного

организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда

физический и эфирный организм принуждены работать таким образом, что в них

действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При

таком способе действия физический и эфирный организм доступны охвату

астрального тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они

внутренне проникаются субстанциями, которые образованы под влиянием

астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из

вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней

силы, - изнутри над ним трудятся субстанциальные силы, которые были

подготовлены астральным телом и Я-организацией.

Если назвать ощущающую субстанцию 'остатком' астрального тела, а

субстанцию, выстроенную под влиянием Я-организации тоже 'остатком'