Школа йоги

Методическое пособие по видению мира

педагог,

осознающий всю ситуацию, то он может просто объяснить причины и

человек, поняв ситуацию научится сравнительно быстро переливать

энергию из своего состояния, из чакр в руку, а из нее в кисть и на

бумагу. Иногда помогают такие фразы педагога: 'Попробуй держать пальцы

в таком состоянии, будто ты гладишь подушечками пальцев лепестки

цветов, или лицо ребенка, или еще что-нибудь'. У ученика включаются

ассоциативные связи и энергия сама течет куда надо. Успех достигается,

когда пальцы физического тела размягчаются под воздействием

протекающей через них энергии, станут чувствительными, легкими,

обретут новые свойства, но если энергию в них не дать, то им очень

трудно будет научиться изображать на бумаге что-то изящное,

прозрачное, тонкое.

Другой пример: ребенок учится игре на фортепиано. Он занимается

уже шесть лет и техника пальцев развита достаточно хорошо. Руки

энергетически у него живые, он может переливать энергию через них к

инструменту - это он уже делал раньше, это уже видел его педагог. Но

вот ребенку дают учить новое произведение и оно почему-то у него не

получается. Пальцы не слушаются, ребенок сбивается с такта и играет

невыразительно. В чем дело? Опытный педагог проанализирует психику

своего ученика и эмоциональные характеристики произведения, которое он

ему дал учить, и обнаружит несоответствие. Предположим, что ученик был

по складу очень боевой, возбудимый, активный, веселый мальчик, а

произведение написано в сентиментальном, медленном стиле, совершенно

не соответствующем темпераменту ученика. Во время игры на музыкальных

инструментах происходит воздействие звука на эмоциональную сферу

человека и он проживает те чувства и состояния, которые заложены в

музыке. В нашем примере мальчик мог *фактически поставить

психологическую защиту от музыки и энергии, ею вызываемой, так как он

не желал пропускать через себя что-то ему не близкое, изменяющее его

состояние в непривычную сторону.* Педагог может сменить ему

произведение или пойти на хитрость - предложить ученику поиграть роль

сентиментального, задумчивого, медлительного человека, который сидит в

ресторане на берегу реки, любуется закатом, пьет вино и перебирает

воспоминания своей молодости. Если ученик согласится на

перевоплощение, он может открыть для себя новый мир, если нет, то

лучше его не заставлять насильно учить это произведение - ничего кроме

отвращения к музыке это не воспитает.

Простейшие бытовые ситуации тоже несут в себе множество

несоответствий. Должны прийти скоро гости. Вы готовите угощение. Чтобы

его приготовить, вам надо два часа, но у вас только час и начинается

спешка. А что такое спешка? Это не есть ускоренные действия без потерь

времени, с максимальной точностью и четкостью движений. Это было бы

правильное действие. На деле же чаще всего присутствует страх не

успеть все приготовить, убрать и привести себя в порядок. А страх

порождает эмоциональное состояние, ведущее к выбрасыванию большего

количества жизненной энергии, раздражению, суете и т.д. Необходимы

специальные тренировки по ускорению физических действий, тогда тоже

тратится больше энергии, но физической, и чуть-чуть - умственной, а в

эмоции человек в этом случае не въезжает. Состояние при этом надо

сохранять прохладное, спокойное. То же касается страха не успеть на

работу, страха неприятностей, который окрашивает всю дорогу от дома,

если мы вышли с опозданием. Само пребывание в состоянии привычной для

нашей жизни эмоциональной спешки обладает разрушительным действием на

тонкие тела человека, сжигает часть его энергии и намного снижает

эффект медитаций, если человек ими занимается.

В духовной практике наблюдается много аналогичных примеров.

Кто-то занимается интенсивно асанами и пранаямами, становится

здоровым, но не может достичь духовных состояний, отличных от обычного

человеческого уровня. Анализ показывает, что большим стимулом в его

занятиях изначально