Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 3)

об успехе.

Для того, чтобы услышать внутренние звуки, упражнение можно продолжить следующим

образом. Закрыть уши или ватными тампонами, или пальцами. Чтобы локти во втором

варианте не уставали, их можно положить на журнальный столик или какую-нибудь

подставку на ваше усмотрение. Сосредоточиться на внутренних звуках, пытаясь

их лучше услышать.

Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный тонкий звон. Он будет прослушиваться

на фоне более грубых и громких шумов, вызванных движением крови по сосудам,

биением сердца и т. д. Этот тонкий звенящий звук и есть так называемый внутренний

звук. В зависимости от степени концентрации он будет то исчезать, то

появляться снова. Старайтесь не упускать его из внимания. Когда вы сможете

слышать его непрерывно в течение 5-10 секунд, можно переходить к следующим,

более сложным упражнениям.

ЭФФЕКТ: Медитация над звуками имеет несколько полезных эффектов. Они могут

быть сведены к следующим аспектам:

1. Первоначальная концентрация практикующего на спектре слышимых звуков приводит

к улучшению остроты слуха. Расширяется диапазон слышимых .звуков, обогащается

восприни- маемая человеком слуховая гамма.

2. Отключение сознания от внешних слуховых раздражителей служит эффективным

средством для того, чтобы научиться управлять вашим сознанием, отбрасывать

ненужные потоки информации, что особенно актуально в наше время шумового загрязнения

среды. В итоге практикующий обретает эффективное антистрессовое средство,

его психика при систематических упражнениях стабилизируется.

3. Слушание внутренних звуков является элементарным средством для самопознания,

своего рода исходной ступенью, входом во внутренний мир, в безграничные просторы

своего организма. Это упражнение, следовательно, абсолютно незаменимо для

крайних экстравертов, которые не раз попадают в сложные ситуации из-за излишней

экстравертивности своей психики. Для человека, подверженного сильным страстям,

остро реагирующего на внешние воздействия, для впечатлительных людей такое

упражнение крайне благоприятно.

Примечания: 1. Не следует злоупотреблять слушание Анахатанады. Далеко не всем

подходит этот путь, некоторые люди могут не испытывать к такому роду упражнений

душевной склонности, и в этом нет ничего страшного. Продвинутые йоги используют

слушание Анахата-нады так же как контроль степени очищенности астральных каналов

от разного рода нечистот: когда астральные каналы очищены, звук очень громкий,

тонкий и лекго улавливается практикующим. Длительная работа с Анахата-надой

требует довольно сложных приемов и специальных процедур, которые здесь не

описываются.

2. Со временем пытайтесь проделать то же упражнение, не закрывая глаз и (или)

ушей. Не следует при этом опасаться возможного появления чувства белого

безмолвия: оно временно. Чтобы себя максимально успокоить, можно завести

на определенное время будильник для выхода из такого возникшего состояния.

3. Слушанию внутреннего звука (Анахата-нады) важное значение придает и Свами

Щивананда. Эту практику он рассматривает как одну из важнейших в Лайя-йоге

и указывает следующие 10 видов слышимых звуков: 1) Чини чини-чини...,

2) Чини-охини-чини-охини..., 3) звук колокольчиков, 4) шум раковины,

5) лютня, 6) цимбала, 7) флейта, 8) барабан, 9) двойной барабан, 10) звук

грома. Какой-нибудь из указанных звуков может услышать даже новичок.

4. Высокий тонкий звон в ушах можно также услышать во время практики асан

Хатха-йоги, например, в позе плуга (Хапасане), если на короткое время сосредоточиться

на звуках внутри головы.

114. ОБОСНОВАНИЕ: Мантры - молитвенные формулы, или заклинания, произнесение

которых человеком, вызывая опре- деленные вибрации, приводит к изменению его

психики в том или ином желаемом направлении. Модификация умственно- психического

состояния человека посредством мантр может привести при этом к возбуждению,

к успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т. д. Напомним, что беспрерывное

повторение мантры называется Джапа. При этом непрерывность в Джапе означает

не столько скороговорку, сколько отсутствие у произносящего каких-либо иных

звуков или мыслей, которые не соответствуют данной мантре или желаемому эффекту.

Первая из приводимых здесь мантр