Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 3)

Полный сомнамбулизм Позитивные постгипнотические зрительные галлюцинации

Позитивные постгипнотические слуховые галлюцинации

Постгипнотическая системная амнезия

Негативные слуховые галлюцинации

Негативные зрительные галлюцинации

Первый вопрос, возникающий при применении индукции, касается положения пациента

- должен ли он лежать или сидеть в кресле. Здесь не существует определенного

правила. Некоторые врачи всегда используют только одно из этих двух положений,

другие - оба положения. Большинство больных относятся к этому безразлично.

Однако, как показывает опыт, некоторые тревожные больные чувствуют себя лучше,

сидя в кресле. Другие же предпочитают лежать. Некоторые врачи считают, что

положение лежа наиболее благоприятно, ибо оно способствует релаксации и ближе

к позе спящего.

Какова бы ни была принятая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует

себя удобно. Ему прелагают принять совершенно свободную позу, чувствовать

себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления.

Он не должен беспокоиться о том, сто с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.

После этого приступают собственно к индукции.

Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете

тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают,

взгляд затуманивается, веки опускаются. Некоторые пациенты закрывают

глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное,

добавляю жест; характер жеста на так важен. Я держу два пальца правой руки

перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками

провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента

смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время сконцентрировать все его

внимание на мысли о сне. Я говорю: Ваши веки смыкаются, вы не можете

их разомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше ничего не

чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон.

И добавляю в несколько повелительном тоне: Спите. Часто это слово

бывает решающим; глаза закрываются, больной спит. Если пациент не закрывает

глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть

мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца

таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли

о сне; в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По

истечении двух или самое большее трех минут, я прикрываю веки или же осторожно

опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и больше закрывая их, имитируя

таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает;

наконец, я держу их закрытыми, делая внушение: Ваши веки слипаются,

вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше

на можете сопротивляться. Я повторяю приказание, постепенно понижая

голос: Спите. Почти всегда через 4 или 5 мин наступает сон. Это

сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг.

У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися

такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание

засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.

Часто у лиц: кажущихся невосприимчивыми, я добивался успеха, держа долго веки

пациента опущенными, принуждая его к молчанию и неподвижности, говоря непрерывно

и повторяя одни и те же формулы: Вы чувствуете оцепенение, онемение,

руки и ноги неподвижны, вы ощущаете тепло в веках; нервная система успокаивается,

у вас нет больше воли; глаза остаются закрытыми; вы засыпаете и т. д.

после 8-10 мин такого длительного слухового внушения я отнимаю пальцы, глаза

остаются закрытыми; я поднимаю руки пациента, они остаются в воздухе; это

каталепти- ческий сон.

Теперь расскажем о методах, применяемых современными врачами; начнем с самых

обычных.

104. Гипноз посредством фиксации предмета. Гипнотизер просит пациента фиксировать

взглядом предмет. Это может быть карандаш, ключ, монета, подвешенный на веревке

цветной мяч или какая-нибудь точка на потолке, на стене или на рабочем столе