Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 3)

врача и оптимистическая установка на лечение, нарастают факторы аутосуггестии.

Курс лечения - 10-15 сеансов.

Таким образом, маневрирование комбинациями нарко- психотерапевтических приемов

разрешает еще более тонко и продуманно индивидуализировать лечебную тактику

врача.

В процессе наркопсихотерапии можно выделить несколько этапов: подготовительный;

перестройки эмоционального состояния; восстановления нарушенных функций; закрепления

полученного терапевтического эффекта.

Задачей подготовительного этапа является формирование у больного положительной

установки на данный метод лечения, а также сглаживание остроты травмирующих

факторов и ослабление их негативного влияния. Этап перестройки эмоционального

состояния больного преследует задачи адаптации к условиям среды, изменения

уровня притязаний, снятия страха, неверия в себя, активацию и переключение

эмоций на более значимые факторы, создание новых жизненных стимулов. Обычно

эйфорический тон и возрастающее после каждого сеанса наркопсихотерапии состояние

бодрости, жизнерадостности способствуют постепен- ной реорганизации системы

отношений личности. Этап восстанов- ления наружных функций включает элементы

тренировки последних, а также нахождения новых путей для выхода из невроза.

При этом врач совместно с больным анализирует наиболее значимые для больного

факторы.

На завершающем этапе проведения сеансов нарко- психотерапии осуществляется

становление новой системы отношений личности и ее реабилитации - социально-трудовая,

семейная, бытовая. Становление и закрепление новых форм системы отношений

личности по существу заканчивается рождением новой личности с новыми жизненными

установками. Все это удается реализовать благодаря комплексному воздействию

препарата и индивидуализированных формул внушения, по мере раскрытия на каждом

из этапов наркопсихотерапии важных деталей жизни больного и патогенной ситуации.

Как иллюстрацию приведем следующий пример.

Больной С-й, 27 лет. Диагноз: зафиксированная истерическая реакция (гиперкинез

рук). Поступил с жалобами на потерю трудоспособности и невозможность самообслуживания,

в связи с постоянным тремором обеих рук, подавленное настроение, бессоницу,

возбудимость, раздражительность. До заболевания - активный, энергичный, выносливый.

Во время Великой Отечест- венной войны попал в плен, где подвергался тяжелым

пыткам. Бежал, прятался в лесах, жил в постоянном страхе. Вернувшись домой,

был переведен на инвалидность 1 группы, так как из-за постоянной резкой дрожи

в руках нуждался в посторонней помощи.

Лечение гипнозом и другими методами не помогало. С каждым годом тремор усиливался,

амплитуда его увеличивалась, больной не мог написать даже своей фамилии. Прошло

более 8 лет, а состояние больного не улучшалось, хотя физически он был здоров.

После психотерапевтической подготовки проведено 11 сеансов наркопсихотерапии.

Через день вводилось внутривенно 3- 4 мл 10 % раствора пентотала. На фоне

эйфорического состояния с оглушенностью врач внушал, что дрожь прекратится

и восстановятся движения рук. Во время сеансов предлагалось писать и больной

писал с каждой минутой все увереннее, свободнее и четче. Упражнения в письме

давались с короткими перерывами для отдыха и сопровождались императивными,

а также ободря- ющими, стимулирующими внушениями врача, утверждающими уверенность

в выздоровлении. На фоне эйфорического состояния больной становился жизнерадостным,

уверенным в себе, настойчиво выполнял тренировочные задания.

Во время каждого последующего сеанса наркопсихотерапии движения становились

все более свободными, писал и рисовал все четче и легче. Предоставленный после

тренировок сам себе, засыпал на 30-40 мин. В свободные от сеансов дни упорно

продолжал тренироваться. Через месяц движения и письмо полностью восстановились.

В дальнейшем больной закончил институт. Через 18 лет (1970 г.) работает инженером.

Здоров, активен, бодр.

По мере осуществления наркопсихотерапии в каждом случае врач должен выполнить

следующие задачи: 1) выделить ведущее звено психогенной ситуации; 2) проанализировать

внутреннюю связь событий, происшедших в жизни больного; 3) диф- ференцировать

основные симптомы невроза и разъяснить больному их характер; 4) разрушить