Теун Марез

Крик орла

него значение. В этом понимании воин ясно видит путь впереди; пусть он прожил полную, богатую и безупречную жизнь, но какое значение это будет иметь после того, как он умрёт? И всё же, вопреки этому, воин не относится к тем людям, которые охотно принимают смерть, ибо его любовь и уважение к жизни слишком велики. В конечном счёте именно по этой причине воин принимает вызов, который ему бросает старость, и начинает сражаться в безнадёжной битве. К тому же смерть представляет собой не что иное, как врата, возвращающие человека в поток жизни – к жизни, наполненной множеством приключений и ещё не найденных сокровищ духа. Почему же воину-Толтеку не петь и не радоваться? Он действительно сражается в битве, в которой нельзя победить, но для воина важными являются не победа или поражение – важна радость понимания того, что он сражается безупречно.

Рисунок 5.Четыре природных врага

Глава четвёртаяДолжен верить

ВОИН ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ, ТАК КАК ВЕРА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ЕГО СУЩЕСТВА.

В предыдущей главе намеренно были опущены некоторые шаги учения. Это было сделано, чтобы читателю было проще сосредоточиться на конечной цели. Теперь же ему станет понятнее, как различные концепции взаимодействуют друг с другом, а также то, почему воину так важно быть начеку и не мыслить категориями разделённости. Каждый принцип, афоризм или техника является инструментом, и от ученика не требуют изучения тех средств, которыми ему не придётся пользоваться. Как известно любому механику, машину невозможно починить исключительно с помощью отвёртки; для нормального обслуживания автомобилей ему нужен целый набор различных инструментов. Аналогичным образом, домохозяйка не может приготовить хороший обед, пользуясь только чайной ложкой; для этого требуется множество различной кухонной утвари, включая плиту. То же относится и к учению толтеков – все входящие в него средства необходимы для успешного следования Пути Воина.

Поскольку мы уже продвинулись достаточно далеко, нам нужно вернуться вспять, возобновить

обучение с того момента, где нечто было упущено, и обрести необходимую ясность

представлений. Таким образом, сейчас мы возвращаемся к четырём атрибутам воина.

Основополагающей концепцией, пронизывающей все учения толтеков, включая концепции четырёх атрибутов воина и четырёх природных врагов, является принцип, который гласит: «должен верить». Воин