Джагдиш Сергей Дмитриевич

Влияния и связи (Часть 1)

по которому училось целое поколение врачей-психотерапевтов. Им написано множество книг, разоблачающих, так называемые, религиозные чудеса и суеверия.

Как вы знаете, гипноз — это разлитое торможение в коре головного мозга, с бодрствующими очагами, поддерживающими раппорт. И действительно, очень много общего между гипнозом и религиозным ритуалом, между самовнушением и молитвой. Те же самые монотонно повторяющиеся раздражители. Те же самые мышечные явления, подобные каталепсии.

Но ведь и сам гипноз — тема до сих пор глубоко неизученная. Изученная в достаточной степени, но насколько глубоко? Сейчас всё большее количество психотерапевтов склоняются к термину «транс», выражающему измененное состояние сознания.

Благодаря замечательному, гениальному психотерапевту Милтону Эриксону, методики наведения транса стали доступны многим. Метод Эриксона настолько тонок, что требует, помимо устойчивых отработанных паттернов, еще и внутреннего таланта к этому методу.

Хотя, года два назад, разговаривая со студентами МЭУ, я спросил их: «ну, как, работает технология Эриксона?» «Да, — ответили две студентки, — сегодня мы таксиста на спички развели». Перевожу: «Проехались бесплатно, заякорив его состояние через обычные спички. Но, как говорят в народе, «хрен редьки не слаще».

Некоторые психологические школы так увлекаются трансами и придают им такую сверхзначимую терапевтическую ценность, что умудряются давать очень смешные специализации. Например, у меня есть такая специализация как «трансактолог». По моему мнению, это настоящая и откровенная профанация такого рода знаний.

Кто такой врач-психотерапевт, я понимаю, кто такой клинический психолог — тоже понятно, но трансактолог? Очевидно, подразумевается человек, очень преуспевший в науке о наведении и использовании трансов. Мне это кажется смешным.

Но психологи всё больше увлекаются психорелигиями, создавая свои религии внутри психологии и психотерапии. Они могут называться как угодно: НЛП, психоанализ и т.д. Одно в них схоже — это необъяснимая увлеченность такого рода практиками самими психологами. Что, собственно, ставит под сомнение их квалификацию.

Гипноз, различные формы транса, или суггестии, имеют место быть в религии, и являются ее инструментом, в этом нет никакого сомнения. Я очень уважаю мнение профессора Рожнова, но мне кажется, этот процесс использования религией трансовых состояний нужно исследовать глубже.

Зачем мистикам и религиям использовать такого рода трюки? Если внимательно проанализировать, то можно найти в этом смысл. А смысл таков — о Божественном невозможно сказать! Верно и то, что Божественное нельзя пережить человеку неподготовленному.

Как известно из Евангелия, Савл сразу ослеп, как увидел явление Бога. «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел». (Деян.9:8) Но ведь, как-то же можно дать почувствовать хотя бы подобие, или жалкую копию Божественного обыкновенному человеку.

Именно для этого мистики и религиозные лидеры используют трансовые технологии. Они даже не знают, что это так называется. Подобные приемы введения человека в транс формировались столетиями, а иногда и более того.

В действительности, если рассматривать таковые приемы даже самых различных верований, то они абсолютно похожи друг на друга, если убрать идеологию и оставить сам процесс и механику воздействия. И не все таковые методы так уж плохи.

Хотя бы один раз испытав подобное, человек загорается духовным поиском. Став наркоманом от религии. Что, собственно, и является целью самой религии. Может быть, с помощью этого, он обратит внимание на свою душу, станет чуть более осознанным. Конечно, сама глубина транса варьируется и увеличивается, по мере освоения метода.

Возьмем для анализа православное христианство. Первый уровень я бы назвал внешним. Это переживание необычных состояний в храме, посещение служб. Когда этот уровень закрепляется, то идет более глубокая проработка, молитвенное правило для мирян.

На втором уровне человек входит во вкус и, возможно, после, уходит в монастырь. В монастыре, заметьте, меньше отвлекающих моментов, и цель более направленная. Там начинается путь умной молитвы. Умная молитва начинается с читательной, когда человек только повторяет ее постоянно, сутками.

Заметьте, уже постоянно! Какова же должна быть степень зависимости? Далее следует самодвижущаяся, то есть умная молитва, которая, как бы, сама с легкостью произносится в сердце. Следующим этапом молитвы