Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

/>

облысения, но иногда мне казалось, что тут кроется нечто большее.


Итак, он стал тяжелее. Не то чтобы он потолстел: его тело стало

более тяжелым в каком-то необъяснимом смысле. Я замечал это по тому, как

он стал ходить, садиться и вставать. Казалось, что Билл в любом действии

каждой своей клеточкой упорно борется с гравитацией.


Кончилось тем, что, несмотря на свои расстроенные чувства, я

отправился вместе с ним. Мы объехали все места в Аризоне и Нью-Мексико,

где жили индейцы. Одним из результатов этого путешествия стало то, что я

обнаружил в личности моего друга-антрополога два различных аспекта. Он

объяснил мне, что как профессиональный ученый он почти не имел

собственных мнений и всегда придерживался генеральной линии

антропологической науки. Но как частному лицу полевая работа давала ему

богатые и интересные переживания, о которых он никому не рассказывал.

Эти переживания не втискивались в господствующие идеи антропологии, так

как их невозможно было классифицировать.


Во время нашего путешествия он неизменно выпивал со своими

экс-информаторами, после чего полностью расслаблялся. Тогда я садился за

руль, а он сидел рядом и потягивают прямо из бутылки 30-летний

'Баллантайн'. В такие-то минуты Билл иногда был не прочь поговорить о

своих неклассифицируемых переживаниях.


- Я никогда не верил в духов, - отрывисто произнес он однажды. -

Никогда не интересовался привидениями и призраками, голосами в темноте и

всяким таким. У меня было очень прагматичное, серьезное мировоззрение.

Моим компасом всегда была наука. Но потом, когда я работал в поле, в

меня стала проникать всякая чертовщина. Например, однажды ночью я

отправился с несколькими индейцами на поиск видения*. Они собирались

по-настоящему инициировать меня посредством болезненной церемонии

протыкания грудных мышц. Они готовили в лесу парную*. Я настраивал себя

на то, чтобы вытерпеть боль. Чтобы придать себе силы, я пару раз хлебнул.

И вдруг человек, который должен был 'ходатайствовать' за меня перед

выполняющими ритуал, закричал в ужасе, указывая на темную, зловещую

фигуру, которая щла прямо к нам.


Поиск видения (англ. vision quest) - ритуал, выполняемый

североамериканскими индейцами с целью обретения духа-наставника или

иной формы сверхъестественного покровительства. Обеспечивает не

только шаману, но и обычному человеку доступ в сферы Духа. - Прим.

перев.


Парная (англ. sweat lodge) - индейский очистительный ритуал,

предшествующий, в частности, поиску видения.


Когда эта фигура приблизилась ко мне, я увидел, что передо мной

старый индеец, одетый самым диким образом. У него были шаманские регалии.

Увидев этого старого шамана, человек, который меня опекал в ту ночь,

упал от страха в обморок. Старик подошел ко мне вплотную и уперся мне

пальцем в грудь. А палец был - одна кожа и кости. Старик бормотал мне

что-то непонятное. К этому моменту все остальные уже увидели старика и

молча бросились ко мне. Старик повернулся и взглянул на них, и все они

застыли на месте. Он сверлил их взглядом пару секунд. Голос у него был

просто незабываемый. Словно он говорил через трубу или у него было во

рту какое-то другое приспособление, извлекавшее звуки из самого его

нутра. Клянусь, я видел, что этот человек говорит внутри тела, а его рот

просто транслирует слова, как какой-то механизм. Так вот, пронзил он их

взглядом и пошел дальше, мимо меня, мимо них, и исчез, растворился в

темноте.


Билл рассказал, что церемония инициации так и не состоялась. Все

индейцы, в том числе и шаманы, ответственные за ритуал, так дрожали от

страха, что чуть не выпрыгивали из ботинок. Немного придя в себя, они

разбежались кто куда.


- Люди, которые были друзьями многие годы, - продолжал он, - больше

никогда не разговаривали друг с другом. Они заявили, что видели

привидение в образе невероятно старого шамана и что, если бы они

разговаривали об этом друг с другом,