Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

реакция на мое косноязычие, на мою фальшивость, на мое скудоумие? А если при всей моей богословской образованности мне не хватило пастырского такта, пастырского знания, мудрости, чутья?

У апостолов этот такт был. Ему нужно у них учиться - и о нем же нужно помнить, вчитываясь в их послания. Ибо есть в них такие строчки, что продиктованы именно пастырскими соображениями.

Оказывается, Христос даровал нам такую свободу, что от нее нужно порой отказываться. "Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу... если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" по заповедям и учению человеческому" (Кол. 2,16-22). Но ведь в том-то и дело, что - осуждали. Осуждали именно за свободу, с которой христиане относились к внешним, человеческим привычкам и представлениям. И тогда ради того, чтобы душа не соблазнилась, не отошла от Христа, христианам приходилось вновь возвращаться под ярмо тех представлений, что господствовали во внехристианских религиозных кругах. Но возвращаться уже не из соображений религиозных, онтологических, но по мотивам чисто пастырско-педагогическим.

Например - можно ли вкушать идоложертвенное? С точки зрения иудеев - категорически невозможно. Иное воззрение у христиан: язычество - это служение мировым ("космическим") "стихиям", а мы "со Христом умерли для стихий", и потому “идол в мире (en kosmw) ничто” (1 Кор. 8, 4). Это - знание от Бога (8,3).

Впрочем, точнее и глубже славянский перевод "аще ли кто любит Бога, сей познан бысть от Него". Не знание о ничтожестве идолов рассказал нам Бог. Кого Бог познал, кого Он возлюбил - того Он соединил с Собою и изъял из под власти космических стихий и сует. "Весть Господь путь праведных... Кто любит Бога, кто познан от Него, состоит под особым Его попечением как свой Ему. Любящий Бога в Боге пребывает и Бог в нем"12. Дело не в том, что мы знаем о Боге и об идолах, а в том, что Бог живет в нас и хранит. Именно поэтому нет в христианине места страху перед идолами: "пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем" (8,8). Бог - один, и только Им все взращено и освящено. Боги язычников - выдумка, и не стоит позволять их фантазмам влиять на нашу жизнь. “Но не у всех такое знание” (8,7). И если человек, еще не осознавший пустоты народно-языческих страхов и надежд увидит тебя, христианина, вкушающим пищу, ранее посвященную некоему языческому