Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

как и Мы... Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” - Ин. 17,11 и 21). Люди должны не просто узнать то, что известно Христу. Люди должны стать тем, чем был и есть Христос: “Они - как и Я” (“Они не от мира, как и Я не от мира” - Ин. 17,16). “И славу, которую Ты да Мне, Я дал им” (Ин. 17,22). Слава (теофания) на библейском языке - это не “известность” и не “популярность”. Это проявление Божия Присутствия. Как очевидно присутствие Бога в Сыне Божием, так же ощутимо это Присутствие должно просиять и в Его учениках. Наконец, величайшая их Божиих энергий, имя которой в сознании христиан даже стало синонином слова Бог - любовь - включается в акт передачи от Отца через Сына к апостолам: “Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” (Ин. 17,26).

То, что подлежит передаче, что наследуется христианами от Христа и передается от поколения в поколение - это и есть Предание. Но если вопрос о том, что Христос передал людям, нельзя обсуждать без предварительного уяснения вопроса о том, что Христос прежде принял от Отца, - значит, вопрос о Предании надо ставить в контексте триадологии (триадология - учение о Боге как Троице).

Предание зарождается в Троице. Предание начинается - от Отца к Сынуeeeeeeeeee. И далее Предание водопадом ниспадает на землю с Неба - от Отца Христом. “Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас” (Ин. 20, 21).

То, что Христос получил от Отца - Он дал апостолам, а те передали Церкви. Св. Ириней (II в.) и Тертуллиан (III в.) говорили о Предании: это то, что Церковь от апостолов, апостолы от Христа, а Христос от Бога восприняли [25]. И когда я читаю у Карла Барта, что “вся жизнь церкви необходима лишь для осуществления того, что мы назвали вестническим служением церкви, для kerygma” [26], то я лишь поражаюсь этим нечувствием к онтологической глубине христианства. Если Барт прав, то Христос - Ангел, вестник, а никак не “Единородный Сын, сущий в лоне Отчем”. Ибо зачем Главе Церкви пребывать столь существенным образом соедененным с бытием Отца, если задача Церкви сводится к информированию?

Вновь и вновь повторю: экклезиология (учение о Церкви) должна прямо уходить в выси триадологии (учение о Троице). Церковь несет и дарит людям то, что ей вручили апостолы. Апостолы могли вручить Церкви лишь то, что передал им Спаситель. Христос же пришел в мир для того, чтобы передать людям то, что Он Сам принял от Отца. Поэтому вопрос о том, что Церковь в истории может дать человеку - это вопрос о том, что Сын воспринял от Отца в вечности.

Отец предает полноту