Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

воспоминание, памятный символический подарок на прощание, или Он дал им то, что и сказал: “Это есть Тело Мое”?ppppppppppppp. Пусть на всех последующих трапезах — не более чем “воспоминание”. Но сейчас-то, в той Чаше, которая руках у Самого Христа, что? А если там была реальность, то оспаривать присутствие этой реальности в последующих литургиях уже опаснее…

Два утверждения сделал Христос при преломлении Хлеба — и протестанты из них запомнили только одно. Но прислушайтесь к ним без предубеждений: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Сие творите в Мое воспоминание”. Не ясно ли, что здесь описываются два разных действия, совершаемые двумя совершенно разными субъектами? “Приимите, ядите” — это то, что Бог дает нам. “Вспоминайте” — то действие, которого Он ожидает от людей. Люди могут только вспоминать, но Само Тело может предложить только Сам Христос. Ни Апостол, ни епископ, ни священник не в силах преподать себе или иным людям Тело Христово. Человеческим усилием можно только вспомнить об этой Жертве и поблагодарить. Лишь Христос может дать Себя. И Он делает это. Смысл этого двойного утверждения: “Вы — вспоминайте, а в ответ на ваше благодарное воспоминание Я даю вам Себя”. Литургия есть общее служение, это со-служение Бога и человека. В Литургии две части. Первая есть человеческая проскомидия в самом широком смысле — как приношение наших даров, нашей благодарной памяти (анамнезис) и нашего покаяния Творцу. Вторая составляющая — это Божий дар, ниспослание нам дара соучастия в Вечери Тела Христова. Верно ощутив пределы человеческих полномочий (лишь воспоминание), протестанты неправомочно перенесли это ограничение и на Творца — мол, и Он может только напоминать людям о той, скрытой веками Вечере. Вопрос о том, действительно ли совершается причастие Телу Христа, в конце концов вопрос только об одном: кто совершает Литургию. Если это делает человек — то ответ может быть лишь отрицательным. Но если таинство совершает Христос — то нужно как минимум быть осторожным и не спешить с отрицательным ответом.

Беседу о евхаристическом Хлебе Жизни Христос начал со странной фразы: “Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную” (Ин. 6, 27). В греческом тексте буквально стоит ??????????— “трудитесь”. В церковно-славянском переводе: “делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный”. И тут мы оказываемся перед неожиданной дилеммой. Если прав славянский перевод, то получается, что человек должен совершить немыслимую вещь: