Кураев А

«ГАРРИ ПОТТЕР» В ЦЕРКВИ: МЕЖДУ АНАФЕМОЙ И УЛЫБКОЙ

– во всяком случае это наш долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг благочестия – истину чтить выше» (Никомахова этика 1,4,12-16). В пересказе Данте: «Если есть два друга и один из них истина, то надо соглашаться с истиной» (Данте. Пир. 4,8,15).

229 «Кроме ЭТОГО в «Поттере» ничего больше нет» - неожиданно срывается в общем-то достойная книжка М. Кравцовой (Кравцова М. Что читают наши дети. Кто такой Гарри Поттер? М., 2002, сс. 124,130). Чтобы так сказать об этой книжке, надо ее читать… Ну, в античности сказали бы – «гомеровскими глазами» (Тертуллиан. О плаще. 2,2).

230 В сентябре 1931 года англиканин Дайсон и католик Толкин ночь напролет толковали о том, что Льюису не удалось подступиться к Евангелию со стороны «воображения». Друзья заставтли его увиднть, что «исотрия Христа – истинное сказание: история, воздействующая на нас так же, как другие, но лишь с огромной разницей в том, что она действительно произошла, и нужно согласиться с тем, чтобы и воспринимать ее именно таким образом» (Морно Р. Беседы с Клайвом Льюисом. Настигнут радостью. М., 2003, с. 31).

231 Пример: Толкиен пишет в своем письме: «Как говорил Бильбо проо гномов, а он похоже, знает содержимое моих буфетов не хуже меня самого» (Из письма в «Аллен энд Анвин». 23 февраля 1961 г. // Толкин Дж. Р. Р. Письма. М., 2004, С. 347). Примечания издателя толкиеновских писем: «Неточность Толкина; Бильбо подумал про Гэндальфа, а не про гномов (Хоббит, гл.1.).

232 Блаж. Иероним Стридонский. Письмо 56. К Илиодору // Творения. т.2. Киев, 1894, с. 160.

233 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… М., 2002, с. 80.

234 Медведева И. Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы. М., 2003, с. 11.

235 Медведева И. Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы. М., 2003, с. 41.

236 Благодарю за указание на это интервью К.Колесникову.

237 Станислав Лобастов. Ватикан заступился за Гарри Поттера // Итоги 2003 № 6, с.4. См. также: Коммерсант 2003, 4 февраля, с.4. В другой версии отзыв Флитвуда о Ролинг был еще более положительным: «Он добавил, что писательница Джоан Роулинг - "христианка по убеждению, христианка по образу жизни и стилю письма" (Ватикан благословил Гарри Поттера. // Газета (Москва). 6 февраля 2003).

238 Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера» // Православная беседа. 2003. № 5, с. 50.

239 http://www.radrad.ru/new/radio/efir.asp?radioID=23

240 Вопросы к священникам // Детская приходская газета храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. М., 2002, декабрь, № 1.

241 http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=202&did=2347&p_comment=belief