Бенджамин Хофф

Дао Пуха

цыпленок, не знаю почему.

Загадай мне загадку, и я отвечу в срок:

Именинный, Именинный, Именинный Пирог.

А теперь начнем с ... Ах да! Чуть не забыл!

— Это было великолепно, Пух.

— Ой, да ладно!

Начнем с первой части: "Слоняется певец, но слон-то не умеет петь". Очень просто. Можно даже сказать — очевидно. Но вы будете удивлены, как много людей ежедневно нарушают этот принцип, пытаясь запихнуть квадратные колышки в круглые отверстия, игнорируя несомненную реальность того, что Вещи Такие, Какие Они Есть. Проиллюстрируем это с помощью отрывка из трактата Чжуан-цзы:

Хуй-цзы сказал Чжуан-цзы: "У меня есть дерево, которое ни один плотник не сможет использовать как строительный материал. Его ветви и ствол неподатливы, скрючены и усеяны дуплами. Ни один строитель даже не взглянет в его сторону. Твое учение так же бесполезно, как и это дерево. Поэтому никому нет до него дела."

"Как тебе известно, — ответил Чжуан-цзы, — кошки ловко ловят мышей. Незаметно подкрадываясь, они могут броситься в любом направлении, преследуя свою жертву. Но когда их внимание поглощено охотой, их самих легко поймать. С другой стороны, могучего яка трудно загнать в ловушку. Он подобен скале, или туче в небе. Но вся его сила не поможет ему поймать мышку.

Ты жалуешься, что твое дерево не годится под строительный материал. Но ведь ты можешь отдыхать в его тени, восхищаясь узором его ветвей. Раз топор для него не опасен, что может угрожать его существованию? Оно бесполезно для тебя только потому, что ты хочешь превратить его во что-то другое, вместо того, чтобы использовать его в соответствии с его природой".

Другими словами, у каждой вещи есть свое место и свои функции. То же относится и к людям, хотя, похоже, далеко не все это понимают. Они застревают на нелюбимой работе, увязают в неудачном браке, оседают не в том доме, Если вы понимаете и уважаете свою Внутреннюю Природу, вы знаете, что вам подходит, а что — нет. То, что для одного еда, для другого — яд. То, что восхитительно и очаровательно для одного, может стать опасной ловушкой для другого. Случай из жизни Чжуан-цзы может служить тому примером:

Однажды, когда Чжуан-цзы сидел на берегу реки Пу, к нему подошли двое приближенных принца Чу и передали ему приглашение принца занять почетную должность при дворе. Чжуан-цзы долго смотрел на текущую перед ним воду, будто и не слышал их приглашения. Наконец, он произнес: "Я слышал, что у принца есть священная черепаха, котоой уже больше двух тысяч лет. Ее держат в ларце, обитом шелком и парчой".