Шри Читрабхану

ОСОЗНАЙ, КТО ТЫ:ДИНАМИКА ДЖАЙНСКОЙ МЕДИТАЦИИ

через такое же собеседование. Так идите же спокойно и наслаждайтесь разговором с этим человеком или кем бы то ни было другим!

Сохраняя эту осознанность и этот образ мысли, вы сокрушите все барьеры, воздвигнутые, между прочим, вами самими. Рано или поздно вы придёте к пониманию, что всё то, что было возможно для любого другого в человеческой истории, в равной мере возможно и для вас. Вы сами – звено этой истории; вы принадлежите к тому же самому биологическому виду; вы получаете свою долю общей энергии и общего света, истекающих из одного и того же источника. Вся разница между людьми состоит в том, что некоторые развили свою потенциальность в полной мере, тогда как другие – не совсем.

Медитируя, мы возвращаемся от окружности жизни к её центру. Каждый из нас – индивидуальный мир. Мы действуем и взаимодействуем друг с другом; мы создаём те или иные отношения. Что такое отношения? Это то самое действие и взаимодействие между двумя мирами. Пока что у нас хватает времени на всех: детей, супругов, начальников, коллег, друзей, кроме одного – того, кто на самом деле действует и связывает нас со всеми этими людьми. Они – на периферии, в центре же – тот, кто уделяет внимание им всем. Сознание – вот этот центр. Смысл и цель медитации состоит в осознании этого центра. Медитация – это поиск того источника силы, того резервуара энергии, того внутреннего сокровища, которое известно как наше истинное «Я».

Сейчас вы можете контролировать тело, но с умом-то как быть? Едва приступив к медитации, вы обнаруживаете, что ум целиком и полностью вне вашего контроля. Всё может подчиниться вам – машина, дети, персонал на работе, а вот ум никак не хочет! Вы не можете сосредоточить внимание на чём-то одном даже на пять минут. За это время ваш ум слетает в пять, а то и в десять или двадцать различных мест, и сей факт лишний раз показывает, что уму этому до гармонии далеко. Будь ваше тело столь же неконтролируемым, как ум, вы бы не смогли даже перейти улицу! Переходя дорогу мы, по крайней мере, в состоянии координировать ситуацию со своими действиями, но попробуйте приказать уму: «Делай это!», – как он тут же сделает что-то другое.

Помнится, в детстве у меня был учитель, который систематически обращался к кому-либо из нас с такой вот просьбой: «Сбегай-ка после уроков на базар и купи мне овощи, чтобы я по пути домой не тратил время на это». Как-то раз я спросил его: «Мы все находимся в школе, а вы здесь думаете о доме и посылаете нас за овощами», – на что он ответил: «Да, конечно, но дома