Шри Читрабхану

ОСОЗНАЙ, КТО ТЫ:ДИНАМИКА ДЖАЙНСКОЙ МЕДИТАЦИИ

каждый из нас желает так или иначе расти, чего-то достичь, выполнить какую-то задачу, и медитация, фокусируя энергию, рассеянную во множестве всевозможных направлений, поможет вам не только определить, в чём же состоит эта задача, но и успешно выполнить её.

Без какой-либо конкретной задачи жизнь теряет всякий смысл. Остаются лишь еда, питьё, сон и борьба за элементарное выживание: всё то, с чем вполне успешно справляются и животные. Все святые и провидцы единодушно утверждают, что цель медитации – усовершенствование жизни, открытие высших уровней сознания. Но в связи с этим возникает вопрос: «А что это значит: «высшие уровни сознания»? И сколько вообще существует видов сознания?»

Ответ прост: сознание есть везде, где бы ни обнаруживалось какое-либо движение чувств. Сознанием наделены даже муравей и лист дерева. Побрызгайте на растение водой или кислотой, и увидите, какая у него будет реакция; попробуйте поймать муравья кусочком бумаги, и он тут же попытается убежать; попробуйте прихлопнуть муху – и она ловко ускользнёт от вас. Так или иначе, но они чувствуют опасность и, вполне естественно, стараются спасти свою жизнь. Даже слепые летучие мыши – и те чувствуют опасность и вовремя скрываются. Таким образом, все живые существа обладают тем или иным видом сознания. Все мы знаем, как птицы совершают огромные перелёты, понятия не имея ни о каких картах. Нам, людям, ничего не стоит заблудиться в городе, пытаясь найти кратчайший путь в Нью-Джерси, а вот они дважды в год покрывают тысячи миль. Что же помогает им выжить, найти кров и пищу? Это называется инстинктивным сознанием, представляющим собой первый уровень сознания.

Препятствия росту: эго.

А теперь давайте перейдём к человеческому существу, наделённому достаточной степенью самосознания. Животные лишены этого качества: когда нечто угрожает или беспокоит их, они обычно готовы или драться, или спасаться. Но мы-то совсем другие: мы боремся не то, чтобы за пищу, кров и одежду а, скорее, за нужды нашего эго или, говоря иначе, из чувства «Я есть нечто». По сути, здесь прослеживается стремление к власти и утончённый тип жадности. Увы: эта тенденция не оставляет даже святых, йогинов и муни. Вот она и является пищей самых разумных, амбициозных и творческих людей.

Мой учитель не раз повторял, что самое трудное – это вовсе не отказ от секса, денег, дома и семьи: это всё уйдёт, но эго и стремление к власти останутся. Вот здесь-то и лежит самое главное препятствие духовному росту. Стоит только эго захватить