Шри Читрабхану

ОСОЗНАЙ, КТО ТЫ:ДИНАМИКА ДЖАЙНСКОЙ МЕДИТАЦИИ

же пламя повсюду одинаково. Это послание, пропитавшее собой индийскую религиозную атмосферу две с половиной тысячи лет назад, сохраняет свою актуальность и поныне.

Что же такое медитация? Медитация начинается с осознанности. Отключите на время всякую внешнюю активность с тем, чтобы войти в дополнительную, воспринимающую часть своей души. Именно из-за этой беспрестанной активности вы и заняты внешней жизнью. Здесь вы опустошаете себя изнутри. Без внутреннего касания ваши слова останутся пустыми, речь будет бессмысленной, и все разговоры превратятся в элементарное пустословие.

По-сути всё, что бы вы ни делали, происходит отнюдь не по вашей инициативе: вы просто следуете за стадом и действуете точно так же, как и все остальные. Фактически, индивидуум в своей деятельности следует этнической модели поведения, не отдавая себе отчёта в том, почему он или она делает или говорит что-либо. Если хотите научиться воспринимать – отключите же всю эту активность!

Каким будет следующий шаг? Во-первых, сядьте поудобнее и примите асану, или положение тела. Это называется кайотсарга, что значит, что вы забываете на время тело и связанное с ним напряжение. Вы даёте телу возможность расслабиться, как ему хочется, подобно губке. Таким образом всё накопленное ранее напряжение постепенно начнёт отпадать. «Кайя» означает «тело», а «утсарга» – «отпадать»3. Отпадает ваше тело. Почему? Да потому, что до тех пор, пока в теле сохраняется напряжение, вы не сможете почувствовать поток жизни.

А знаете ли вы вообще, сколько напряжения носите в себе? Вспомните: готовясь к встрече с кем-либо, вы уже заранее ощущаете напряжение не только в уме, но и в теле. Как приветствовать его? Как встретить? Как и что сказать? Вот так в школе, колледже, во всём обществе, во всех наших контактах поддерживается это напряжение. Оно возникает даже если вы сидите в медитации: тело никак не может успокоиться и всё время дёргается. Даже те люди, которые в состоянии сидеть спокойно, продолжают кусать ногти. Они делают массу жестов, поскольку реального покоя в них нет. Итак, первый шаг – отбросить тело, позволить ему жить, как ему хочется. Когда же вы выполните кайотсаргу, можете сосредоточить внимание на уме и дыхании.

Пока вы находитесь под напряжением, дыхание будет поверхностным. Если же вы позволите телу быть текучим, то дыхание войдёт глубоко и даст вам возможность получить достаточное количество кислорода. Тело, наполненное свежим воздухом, оживает. Его клетки выходят из состояния